Text of the Festal Menaion in Russian

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ

После обычного псалма поем: Блажен муж: 1–й антифон.

На «Господи воззвах:» стихиры на 8, глас 4, самогласные

Иоанна монаха: Прекращает молчание Захарии / родившийся Иоанн, / ибо не подобало отцу молчать, когда произошел Глас; / но, как прежде за неверие он язык его связал, / так явился, чтобы дать отцу освобождение, – / тому, кто и благовестие услышал, / и от кого родился Слова Глас / и Света Предтеча, ходатайствующий о душах наших.

В сей день глас Слова, / голос отцовский, за неверие удерживаемый, разрешает / и являет Церкви многочадие, / разрешая узы материнского бесплодия. / Светильник Света приходит, / чье сияние возвещает Солнца Правды пришествие / для воссоздания всех / и спасения душ наших.

Анатолия: Когда Божиему Слову предстояло от Девы родиться, / вестник происходит от старческих чресл, / великий среди рожденных женами / и больший, чем пророк: / ибо подобало, чтобы Божественные дела / имели необычайное начало: / не по возрасту деторождение / и без семени зачатие. / Творящий чудеса для спасения нашего, / слава Тебе!

Андрея Критского: Явился в сей день великий Предтеча, / от бесплодных недр Елисаветы произойдя, / больший всех пророков пророк, / кому нет подобного и не восставал: / ибо за светильником – Предтечей – Свет следует пресветлый, / и за гласом – Слово, / и за устроителем брака – Жених. / Он готовил Господу народ особенный / и для Духа предочищал его водою, / Захарии отпрыск и пустыни прекраснейший питомец, / покаяния провозвестник, / очищение от согрешений, / пребывавшим во аде благовествовавший из мертвых воскресение / и ходатайствующий о душах наших.

Пророком и Предтечею Христовым / от утробы ты явился, Иоанн, / играя и радуясь во чреве матери, / когда видел Царицу, пришедшую к рабе, / неся Вневременного и от Отца без матери рожденного / к тебе, от бесплодной и старца воссиявшему по обетованию. / Его моли о помиловании душ наших.

О, дивное чудо! / Тот, кто не поверил слову Ангела, / возвещавшего, что зачнет Елисавета и родит сына; / тот, кто говорил: «Как она родит? / Ибо и я состарился, и ее тело омертвело?» / тот, кто осужден был молчать за свое неверие, / видит в сей день рождение обещанного / и, от молчания освободившись, в веселие входит, / «Благословен», – взывая, – «Господь, Бог Израилев, / что посетил и сотворил искупление народу Своему, / подающий миру великую милость!»

Иоанн всехвальный / и вселенский апостол, / Гавриила благовестие, / и неплодной отрасль, / и пустыни прекраснейший питомец, / и истинный друг Жениха Христа! / Моли Его о помиловании душ наших.

Слава, глас 6. Византийца: В сей день светильник Света / предуготовляет путь для пришествия Слова Божия, / как звезда светлая; / в сей день язык Захарии ясность обрел, / молчанию научившись по велению Ангела; / ибо так подобало, чтобы отец Гласа / не хранил уже молчание, / когда тот из чрева неплодной произошел, / но благовествовал об искуплении всего мира / со дерзновением многим.

И ныне, глас тот же: Елисавета зачала Предтечу благодати, / Дева же – Господа славы; / целовались обе матери / и младенец взыграл, / ибо раб внутри восхвалял Владыку. / Удивившись же, матерь Предтечи начала возглашать: / «Откуда это мне, / что Матерь Господа моего пришла ко мне? / – Дабы спасти людей отчаявшихся!» / Имеющий великую милость, слава Тебе!

Вход. Прокимен дня. И чтения праздника:

1. Бытия чтение