Text of the Festal Menaion in Russian

Источите, горы, капли сладостные, / и холмы, как агнцы, взыграйте, / ибо родился от Елисаветы / тот, кому предстоит с нами водвориться – Господень Предтеча, / прекративший при своем рождении / немоту собственного отца. / Потому и мы возглашаем ему: / «Креститель Христов, ходатайствуй / о спасении душ наших!»

Богом отмеченный глас, / Света светильник, Господень Предтеча, / от Христа свидетельство принявший, / как первый из пророков, / за мир ходатайство совершая, / в особенности моли / о сохранении стада твоего невредимым.

Провозвестником ты сделался Агнца Божия и Слова, / Иоанн пророк и Предтеча, / пророчествуешь о грядущем и предвещаешь концам земли: / «Вот Агнец Божий, подъемлющий мира грех / и подающий всем великую милость!»

Слава, глас 5. Андрея Критского: Пророков предел и начало апостолов, / земного Ангела и Небесного человека, / глас Слова, воина и Предтечу Христова, / по обетованию, о нем данному, заранее взыгравшего / и провозгласившего до рождения своего о Солнце Правды, / в сей день Елисавета рождает и радуется, / и дивится Захария, один из совета старцев, / молчанию, как оковам, подвергшийся пред тем. / И ныне как родитель гласа он пророчествует яснейшим образом: / «Ведь ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо / и пойдешь пред Ним приготовить пути Ему!» / Потому, Ангел, пророк, апостол, воин, / Предтеча, Креститель, и провозвестник покаяния, / и путеводитель к Свету, как голос Слова, / непрестанно ходатайствуй о нас, / с верою совершающих твою память.

И ныне, глас тот же: Храм и дверь, дворец и престол Царя, – / Ты, Дева досточтимая; / чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь, / явился спящим во тьме, как Солнце правды, / просветить желая тех, кого Он создал / Своею рукою по образу Своему. / Потому, Всепрославленная, / как материнское дерзновение к Нему стяжавшая, / непрестанно ходатайствуй / о спасении душ наших.

На стиховне стихиры самогласые, глас 2

От пророка рожденного пророка / и неплодной отрасль, / среди рожденных женами высшего всех, / пустыни гражданина, Иоанна славного / псалмами, и гимнами, и песнями духовными восхвалим, / возглашая к нему: / «Креститель Спасителя и Предтеча, / как имеющий дерзновение, / в день священного твоего рождества / умоли Христа даровать мiру мир / и душам нашим великую милость!»

Стих: Благословен Господь, Бог Израилев, / что посетил и сотворил искупление народу Своему.

Пришел Глас благодати Слова, / Солнца провозвестник, / рожденный в сей день от неплодной и бездетной, / по обетованию – Иоанн Предтеча. / Люди, радуйтесь: / он пришел приготовить нам путь спасения, / Которому и поклонился, взыграв, / находившемуся еще во чреве Матери / – Агнцу, подъемлющему грехи мира / и подающему нам великую милость.

Стих: И ты, дитя, / пророком Всевышнего будешь названо.

От чрева матери освященный / и принявший пророчества полноту, / в сей день от неплодной рождается, / пришествие Господне провозглашая ясно: / «Покайтесь, ибо близко Царство Небесное!»

Слава, глас 8. Кассии монахини: Ныне Исаии пророка глас исполнился / в сей день, при рождении величайшего из пророков Иоанна: / «Ибо вот», – сказано, – «пошлю Я Ангела Моего пред лицом Твоим, / который приготовит путь Твой пред Тобою». / И этот, словно воин, впереди Небесного Царя поспешив, / воистину правые пути устраивал Богу нашему; / человек был он естеством, Ангел же житием, / ибо совершенную чистоту и целомудрие возлюбив, / имел то, что согласно с естеством, / избежал же того, что против естества, / выше естества подвизавшись. / Ему, все верные, в добродетелях подражая, / молим его ходатайствовать о нас / во спасение душ наших.

И ныне, глас тот же: Взирай на Елисавету, с Девой Марией беседующую: / «Что пришла Ты ко мне, Матерь Господа моего? / Ты Царя носишь, а я – воина. / Ты – Законодателя, а я – вводящего закон. / Ты – Слово, а я – глас, / возвещающий Царство Небесное!»

На благословении хлебов тропарь, глас 4, дважды, и «Богородица Дева:» один раз.