Text of the Festal Menaion in Russian

Причастен

Во всю землю вышел голос их, / и в концы вселенной речи их.

Рядовые Апостол и Евангелие вычитываем заранее. На трапезе утешение братии великое. Если случится этот праздник святых Апостолов в среду или в пятницу, едим рыбу и пьем вино.

Подобает знать: если случится праздник святых Апостолов в Воскресный день, предшествует все воскресное.

Молитва

О преславные апостолы Петр и Павел, души за Христа предавшие и кровью вашею ниву Его удобрившие! Услышьте молитвы и воздыхания чад ваших, ныне с сокрушением сердца приносимые. Ибо мы беззакониями омрачены и оттого бедами, как тучами, окружены, елеем же добродетельного жития совсем оскудели. О сильные! Понесите немощи наши, не отлучайтесь духом от нас, да не будем отлучены до конца от любви Божией, но крепким заступничеством вашим защитите нас, да помилует Господь всех нас ради молитв ваших, рукописание же безмерных грехов наших да истребит и да удостоит со всеми святыми блаженного Царства и брака Агнца Своего, Которому подобает честь, и слава, и благодарение, и поклонение во веки веков. Аминь.

СВ. ОТЦОВ ШЕСТИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

в неделю, ближайшую к 16 июля

Совершаем память святых отцов шести Вселенских соборов. Службу же рядового святого поем на повечерии. В субботу на малой вечерне стихиры воскресные и Богородице по обычаю.

В субботу на великой вечерне

На «Господи воззвах:» поем стихиры на 10: воскресные 4 и отцам 6, глас 6.

Стихиры св. отцам, глас 6

Из чрева Ты родился прежде утренней звезды: / от Отца без матери прежде всех веков. / Хотя Арий и считает Тебя тварью, а не Богом, / дерзая причислять Тебя, Творца к творениям безумно, / и вещество для огня вечного этим собирая себе. / Но собор, собравшийся в Никее, / Сыном Божиим Тебя провозгласил, Господи, / Отцу и Духу сопрестольным.

Ризу Христа, расторгнутую / и разорванную лающими псами / вы мудро сшили, досточтимые отцы, / видеть наготу Его никак не вынося, / как в древности наготу отца своего Сим и Иафет, / и посрамили отцеубийцу / и его единомышленников / – Ария, безумию соименного.

Македонян и несториан, / и учеников Евтиха и Диоскора, / Аполлинария, и савеллианина Севира, / – волков лютых, явившихся в овечьих шкурах, / вы далеко от стада Спасителя / как истинные пастыри отогнали, / нагими, без овчин, трижды злосчастных выставив прекрасно. / Потому вас блаженными именуем.

[В греческой Минее иные стихиры, глас 6, подобен: Все отложив:

Тебя, беспредельное и непостижимое Слово, / ставшее плотью ради нас, Человеколюбец, / провозгласило священное собрание мудрых отцов / совершенным Богом и человеком, / в двух естествах и действиях пребывающим / и двумя волями обладающим / – Одного и Того же по Ипостаси. / Потому признавая Тебя единым Богом со Отцом и Духом, / мы с верою поклоняемся Тебе, / их блаженными именуя.

Пирра, и Сергия, и Гонория с ними вместе, / Евтиха, Диоскора и хитрого Нестория / вы ниспровергли, славные, / от обеих стремнин сохранив Христово стадо, / единого по Ипостаси Христа ясно провозгласив / в двух естествах, одними действиями являемого. / Ему и поклоняясь как человеку / и совершенному Богу со Отцом и Духом, / мы ныне вас прославляем.

Несотворенными богоносные отцы согласно провозгласили / божественное действие и божественную волю Обнищавшего, / моей человеческой плоти приписав / тварность и действия, и воли, / избежав благоразумно смешения естеств / и разделения ипостасного, блаженные. / Их ежегодными празднествами почитая, / мы верные, согласно славим Христа, / их прославившего.

Троицу несотворенную богоносные отцы / единым Господом и Богом / единодушно в сей день провозгласили, / всем простоту единого естества / соответстующим образом показав / при общей воле и действии простом, / безначальным и бесконечным явив Его всем этим. / Потому мы воспеваем их, как подражателей апостолам / и их благовестию всех научивших.]

Слава, глас 6: Таинственные трубы Духа – / богоносных отцов в сей день восхвалим, воспевших посреди Церкви / песнь согласную богословия, / проповедавших Троицу единую, / неизменную Существом же и Божеством, / низложителей Ария и православных людей поборников, / всегда молящихся Господу / о помиловании душ наших.