Text of the Festal Menaion in Russian

Давайте явно отвергнем заблуждение / Севира, Евтиха и Иакова, / а с ними – Феодора и Диоскора, / четвертый же Собор благочестивых отцов / воспоем в песнях Божественных.

Богородичен: Херувимов и Серафимов высочайшей / Ты явилась, Богородица: / ибо одна Ты, чуждая скверны, приняла / невместимого Бога во чрево Твое. / Потому мы, все верные, / Тебя, Чистая, песнопениями прославляем.

Катавасия: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

Кондак и икос воскресные.

Седален св. отцам, глас 4

Светилами пресветлыми истины Христовой / вы явились миру на земле, / воистину блаженные отцы, / иссушив ереси бесславных пустословов / и угасив подобные пламени смуты хулителей. / Потому, как святители Христовы, / ходатайствуйте о спасении нашем.

Слава и ныне, Богородичен: Обновила Ты, Чистая, Божественным Рождением от Тебя Христа / в страстях истлевшее мертвенное естество рожденных на земле / и воздвигла всех от смерти к нетленной жизни. / Потому Тебя, как должно, блаженной именуем все, / Дева Препрославленная, как Ты предрекла!»*

Песнь 4

Канон св. отцам. Ирмос: «Христос – моя сила, / Бог и Господь», / – святая Церковь благоговейно поет, / возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.

Враги Твои, Спаситель, зашумели, / и ненавидящие Тебя голову подняли ненадолго, / но тотчас пали, не стерпев / голоса труб духовных.

От Солнца два Солнца воссияли: / от Отца Сын и Дух, / – несозданные, равно безначальные: / Их Обоих Виновником Единый Отец / верою познается.

Семь духов почили на Христе, / как изрек о том Исаия; / на семи же Соборах почил Христос / со Отцом и Божественным Духом.

Богородичен: Родила Ты Бога, плоть носившего / от чистой Твоей крови, Отроковица чистая: / Его двойственным по естеству, / но во единой Ипостаси / отцы провозгласили.

Канон иной. Ирмос: Ты – моя крепость, Господи, / Ты – и моя сила, / Ты – мой Бог, Ты – моя радость, / не оставивший недр Отеческих / и нашу нищету посетивший. / Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе: / «Слава силе Твоей, Человеколюбец!»

Объясни нам, Севир неразумный / и легкомысленный, свои слова: / «Единое естество сложное – Безначальный, / Свет Отца, Слово и Сын?» / Ведь если захочешь так сказать, / и другое естество ты обозначил: / ведь плоть и Слово не единым естеством, / но двумя являются, несчастный!

Назвав единым Слова естество, / александрийцев учитель и предстоятель / прибавил «воплощенное» – / в естество человечества, совсем без изменения и смешения, / – ясно уча о двух естествах и волях / православно мыслить желающих.

Два неслиянных естества Христа / все мы, верные, провозглашаем, / все нечестие Евтиха и Диоскора безумного / полностью позору предавая, / следуя же определению святых отцов / и Кирилла божественного изречениям.

Богородичен: Херувимская колесница / Ты, Богоматерь чистая, / Ты удел, Ты и жилище / Слова Отчего и Бога, / от Твоих пречистых недр в плоть облекшегося. / Потому, в двух естествах / из Тебя Воплотившемуся поклоняясь, / мы Тебя непрестанно славим.

Катавасия: Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / «Слава, Христе, силе Твоей!»

Песнь 5

Канон св. отцам. Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, – молюсь я, – / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего.