Text of the Festal Menaion in Russian

Шествие на небеса / Крест священный уготовляет всем, / ему поклоняющимся с верою, чуждою сомнений. / И с хором невещественных Сил / на нем Пригвожденный сочетает / с любовью воспевающих его.

Поклоняясь с верою Кресту священному, / воспоем на нем распятого Владыку, / по мановению Его / уста и вместе душу очищая; / и сияниями его мысленными озаримся, / восхваляя его.

Горечь в древности в сладость претворив, / Моисей избавил Израиль, / начертывая образ Креста; / мы же, все верные, / таинственно и божественно его изображая в сердцах наших, / всегда спасаемся силою его.

Стихиры святым самогласные, глас 1

Многострадальная матерь, / к подвигам созывая детей своих, возглашала: / «Авраамовой седине последуйте, / чтобы закланию Исаака приобщиться!» / Они же предваряли наставляющую, / побуждали вразумляющую, / взаимными увещаниями при виде мук. / Их молитвами, Боже, помилуй нас!

Глас 4: Семь избранных столпов, / из одной скалы разумной вытесанных, / Закона твердыню явили непоколебимой. / Ради них, Спаситель, благоволи / сохранить в мире души наши.

Глас 5: Закона хранители и Соломонии сыны, / во время подвига своего страдая, ко Антиоху взывали: / «Мы, о Антиох, стоим крепко за отеческий закон, / и от него не отлучит нас ни огонь, ни меч, / ни звери, ни бичи, / но умрем вместе с матерью–старицею / и учителем–отцом, / чтобы с ними жить и радоваться / в бесконечные века!»

Слава, глас 4: Против Маккавеев собравшуюся брань / давайте узрим, верные, и их мужество: / ибо царь–тиран, все народы одолевший, / сам был побеждаем старцем / и семью отроками и одною женой. / Потому молитвами их, Боже, / помилуй нас!

И ныне, Кресту, глас 4: Господи, Ты помог кротчайшему Давиду / победить иноплеменника, / и верному нашему царю содействуй в битвах, / и оружием Креста врагов наших низложи; / яви на нас, Милосердный, древние милости Твои, / и да познают истинно, что Ты – Бог, / и мы, на Тебя надеясь, побеждаем, / при обычных пречистой Твоей Матери ходатайствах / о даровании нам великой милости.

И поем славословие великое тихим гласом.

Священник же в полном облачении подходит с кадилом к святей трапезе, предшествуемый диаконом со свечой, и кадит св. трапезу и св. Крест. Затем возлагает его вместе с блюдом на голову и выходит северными вратами из алтаря, предшествуемый двумя свещеносцами и диаконом с кадилом. Дойдя же до царских врат, стоит перед ними, ожидая конца Трисвятого. Затем же возглашает: Премудрость! Станем благоговейно! И хор поет тропарь: Спаси, Господи, людей Твоих: трижды, а священник идет, неся на голове св. Крест, к украшенному аналою перед царскими вратами и полагает св. Крест на него. И совершает трижды поклонение св. Кресту, воспевая тихим гласом: Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, / и святое воскресение Твое славим. И оба хора поют то же трижды, громким голосом. И целуют все св. Крест, и снова поклоняются единожды, воспевая стихиры самогласны.

Стихиры самогласные, глас 2

Придите, верные, / животворящему Древу поклонимся, / на котором Христос, Царь славы, / добровольно руки распростер / и возвысил к прежнему блаженству / нас, которых враг, услаждением ограбив, / соделал изгнанными от Бога. / Придите, верные, поклонимся Древу, / благодаря которому мы удостоились / сокрушать головы невидимых врагов. / Придите, все племена народов, / Крест Господень песнопениями почтим. / Радуйся Крест, падшего Адама совершенное искупление! / Тобою вернейшие цари наши хвалятся, / ибо они твоею силою / народ измаильтян могущественно покоряют. / Ныне тебя со страхом целуя, / мы, христиане, славим / пригвожденного на тебе Бога, возглашая: / «Распятый на нем, Господи, помилуй нас, / как благой и Человеколюбец!»

Глас 5: Все творение, видя нагим, на Кресте висящим, / Тебя, Творца и Создателя всего, / изменялось в страхе и рыдало: / солнце же свет свой помрачило, / и земля колебалась, / а камни распадались, / и светлая завеса храма раздиралась, / мертвые восстали из гробниц, / и ангельские Силы ужаснулись, возглашая: / «О чудо! Судия судится, / и страдает по Своей воле / за спасение мiра и обновление!»*