Text of the Festal Menaion in Russian

Глас 6: В жизни твоей, святитель Димитрий, / чресла ты любовью препоясал / и, обув ноги в надежду на Христа, / светильник веры украсил елеем добрых дел. / Потому с мудрыми девами вошел в Небесный чертог, / где, предстоя Владыке Христу, помолись, / чтобы, когда в полночь раздастся крик, / и мы вышли навстречу Ему готовыми.

Слава, глас 8: Прекрасны ноги благовествующих мир, / благовествующих благое, / прекрасны воистину и твои ноги, о Димитрий, / лучше же сказать, ты прекрасен весь, / ибо когда пришел ты на престол свой, / тотчас мир всем благовествовал: / мир Церквам и городам, / мир домам и всякой семье. / «Мир Божий, – как Павел ты вещал, / – да водворяется в сердцах ваших, / и имейте мир и святость в общении со всеми, братия!» / Так и ныне, посетив нас явлением мощей твоих, / благовествуй и миру великую милость.

И ныне, праздника, глас 2: Придите, все народы, / благословенному Древу поклонимся, / чрез которое настала вечная правда. / Ибо праотца Адама древом обольстивший / Крестом уловляется; / и, низвергшись, падает падением неудержимым / насильно завладевший царским созданием. / Кровию Божией яд змия смывается, / и уничтожено проклятие праведного осуждения, / когда Праведник осужден был судом неправедным. / Ибо Древом надлежало древо исцелить / и страданием Бесстрастного на Древе / уничтожить страсти осужденного. / Но слава, Христе Царь, / Твоему повергающему в трепет промыслу о нас, / которым Ты спас всех, / как благой и Человеколюбец.

Если нет отдания, Богородичен, глас 8

Царь Небесный / по человеколюбию на земле явился / и обитал среди людей; / ибо, приняв плоть от чистой Девы / и от Нее произойдя с этой плотию, / Он пребывает единым Сыном, / двойственным по естеству, но не по Ипостаси. / Потому провозглашая Его воистину / совершенным Богом и совершенным человеком, / мы исповедуем Христа Богом нашим. / Моли Его, Матерь, брака не познавшая, / о помиловании душ наших.

Вход. Прокимен дня. И чтения праздника:

1. Притчей чтение

Память праведника – с похвалами, и благословение Господне – на главе его. Блажен человек, который обрел премудрость, и смертный, который постиг разум, – ибо лучше её приобретать, чем сокровища из серебра и золота. Она дороже камней драгоценных: не воcпротивится ей ничто дурное; она хорошо известна всем, любящим ее, и все драгоценное не достойно ее. Ибо долгота жития и годы жизни – в правой руке её, а в левой у неё – богатство и слава; из уст её выходит правда; закон же и милость она на языке носит. Итак, послушайте меня, о дети, ибо я важное скажу, и блажен человек, который пути мои сохранит, ибо исходы мои – исходы жизни, и готовится желание от Господа. Потому убеждаю вас и посылаю мой глас сынам человеческим. Ибо я, премудрость, устроила совет, и знание и смысл я призвала. Мой – совет и безопасность; мой – разум, моя и сила. Я меня любящих люблю, а ищущие меня найдут благодать. Придумайте же, беззлобные, хитрость, а не наставленные – приложите сердце. Послушайте меня и еще, ибо я важное скажу, и открою губами своими правое; ибо истине поучаться будет гортань моя, и мерзки предо мною губы лживые. С правдою все речи уст моих, ничего в них ни кривого, ни искаженного; все они прямы для думающих и правильны для находящих знание. Ибо я учу вас истинному, чтобы была в Господе надежда ваша, и вы исполнились Духа.

Cр. Притч 10:7А – 5 А; 3:13 – 16; 8:34А, 35А – 36 А; 8:12, 14, 17; 8:5 – 10; 22, 19А 1, 23Б (?)

2. Притчей чтение

Уста праведника источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Губы мужей праведных источают благодать, а уста нечестивых развращаются. Весы неверные – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Куда войдет дерзость, там и бесчестие; уста же смиренных обучаются премудрости. Совершенство прямодушных наставит их, а коварство нарушающих слово поглотит их. Не принесут пользы имения в день гнева, праведность же избавит от смерти. Умерший праведник оставил сожаление, но близка бывает и радует погибель нечестивых. Праведность непорочного верно определяет пути, нечестие же впадает в неправду. Праведность мужей прямых избавляет их, безрассудством же уловляются беззаконные. По кончине мужа праведного не гибнет надежда, похвальба же нечестивых погибает. Праведник выходит из западни, а вместо него предается нечестивый. В устах нечестивых ловушка гражданам, чувство же праведных благоуспешно. Достоинствами праведных ободрился город, и в погибели нечестивых – ликование. Благословением праведных возвысится город, устами же нечестивых он разрушен. Глумится над согражданами скудный разумом, но муж разумный спокойствие вносит.

Притч 10:31–32; 11:1–2, 4, 3, 5–12

3. Премудрости Соломона чтение

Праведник, если и преждевременно cкончается, в покое будет, ибо старость почтенная не в долговечности и не числом лет измеряется: но рассудительность – седина для людей, и возраст старости – жизнь непорочная. Став угоден Богу, он был возлюблен, и, как живший среди грешников, переселен; был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не обмануло душу его. Ибо обольщение порока помрачает доброе, и мечтание похоти повреждает ум беззлобный. Став совершенным скоро, он исполнил лета долгие: ибо угодна Господу была душа его, потому и поспешил он из среды лукавства. Люди же увидев то и не постигнув, даже и не взяли в мысль такое, что благодать и милость со святыми Его и попечение об избранных Его.