Мир и радость в Духе Святом

Святые отцы говорят: «Молитва требует трезвения, удаления от людей, всякого без- попечения и безмятежности…»

Мы молимся рассеянно, мы не предаемся воле Божией, нам все кажется, что мы должны обо всем думать, а у Бога много других забот с целым миром, со вселенной. Следовательно, мы маловерны, нет в нас доверия к Богу, все спрашиваем, вспомнит Он о нас или нет?

А Господь обо всем думает, мы только должны Ему внимать: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Это значит, что каждое событие, даже самое незначительное, которое происходит с нами или рядом с нами, указывает на промысел Божий или попущение Его. Ничего в космосе не происходит без действия промысла и попущения Божия. Все, что прекрасно и возвышенно — промысел Божий; все, что хаотично, Господь ведает, почему это так, ибо Он попустил, чтобы так было.

Если мы будем жить с такой верой всюду, всегда в присутствии Божием, то всякое наше дело будем делать от всего сердца. Не человеку работаем, а Богу! Каждое дело — от Господа. Тогда мы будем жертвовать собой ради дела. А пока в нас нет самопожертвования, мы неспособны для Царства Небесного.

Мы во всем хладнокровны, в любом деле, не отдаемся без остатка. А Господь постоянно отдает Себя Самого без остатка и хочет от нас того же, но наша сдержанность отделяет нас от Бога и Царства Его. Поэтому мы здесь должны научиться Небесной жизни, быть послушными и полностью преданными воле Божией; что бы с нами ни происходило, принимать все как из руки Божией, не сомневаясь. А обстоятельства? Он знает, что мы можем вынести, а что нет. Он знает, какие искушения нам по силам, что мы можем победить мирно, так что если позже подобное повторится, то уже не коснется нашего сердца, потому что душа не будет в этом участвовать.

События идут своим чередом, а мы вмешиваемся в них, разрушаем свой душевный мир, вмешиваемся туда, куда не надо. События, которые попустил Господь, идут своим ходом, и, если мы стяжали сердечный мир, они пройдут мимо нас и не повредят нам, а если мы включаемся в них, то страдаем.

Святому Симеону Бог явился как Личность, а является ли Он так сейчас?

Святой Симеон Новый Богослов и те времена описывал, как времена, оскудевшие чудесами и явлениями Божиими. Некоторые восставали против святого Симеона. А он описал действительные события своей жизни.

Видите, и он писал, что, хотя он и получил утешение, но потом снова пришла горечь и равнодушие ко всему, даже к спасению. Он думал: «Господь забыл, и оставил меня, отвернулся от меня. Что я сделал такое, что Он меня отверг?» Печаль святого была смиренной, а Господь дал ему испытать, истинно ли он взыскует Его, хочет ли неразлучно быть с Ним.

Так Господь попускает нам «заплыть на глубину», а когда мы видим, что не можем плыть сами, взываем: «Спаси, Господи!»; но нет, мы должны и сами помахать руками туда- сюда. Но когда наступает критический момент, тогда Господь приходит и спасает, как апостола Петра.

И это происходит тогда, когда человек признает свою немощь, неспособность бороться, когда почувствует себя отвергнутым?

Да, потому что душа смиряется. Святого Симеона Нового Богослова и других святых отцов спрашивали: «Как человек может чувствовать, что он самый грешный на земле?» А он (Симеон) искренне отвечал: «Я так чувствую». На самом деле это благодать Божия хранит душу в смирении. И правда, человек чувствует, что он ниже всех, ниже всякого творения.

Благодать Божия хранит душу в смирении

Чувство своего ничтожества свидетельствует о том, что благодать Божия хранит душу в смирении. А будь иначе мы, немощные, сразу бы вообразили, что мы — «нечто»; а что у нас есть своего? Ничего нет. Мы — оружие в руках Божиих и должны быть полностью Ему преданы. А Он будет руководить нами по святой Своей воле.