Мир и радость в Духе Святом

Значит, поскольку ум любит блуждать, займи его вниманием к тому, о чем молишься, что просишь в молитве.

На молитве человек должен чувствовать, что он один на один с Богом, что больше никого нет на свете, только он и Бог, и тогда он обращается к Нему. Понимаете? Не следует думать о себе, потому что если мы подумаем о себе, о своих потребностях, сами себе помешаем. Нам мешают не другие, мы сами себе мешаем. Мы сами себе — наибольшее препятствие. Думаем о зле, которое вокруг нас и кружит повсюду; но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало. Зло — в нашей душе, и мы виноваты, что приняли его и не сохранили, разрушили мир. Кто‑то там нам угрожает, наговаривает — пусть, у него свободная воля. Пусть делает, что хочет, а у нас свое дело — хранить свой душевный мир.

Я хотел Вас спросить, имел ли Ваш духовник отец Амвросий Иисусову молитву?

Да, он постоянно молился и имел память смертную. В разговоре, что бы он ни сказал, он вызывал в сердцах любовь. Знаете, он нес великое утешение, он свидетельствовал, КАК человек должен вести духовную борьбу, КАК молиться, КАК трудиться, чтобы стать истинным чадом Божиим.

Расскажите нам о целомудренной жизни в браке и о власти мужа над женой. Что об этом говорят святые отцы?

Не только монахи призваны к воздержанию. Монахи дают обеты, три обета: послушание, безбрачие и нестяжание.

Но воздерживаться должны все, не только монахи. Брак установлен не ради удовлетворения страстей. После грехопадения все повредилось. Смотрите, в природе все имеет свой ход и порядок, а у человека нет этого. Все у нас искривилось, исказилось, а все оттого, что мы непослушны, что попрали заповедь Отца Небесного. Нужно вернуть человека в первозданное состояние, а для этого необходимо воздержание. Не оправдаются муж и жена, если они шли только на поводу страстей, и ответят пред Богом за невоздержание. Но святой апостол учит, что воздержание не должно быть слишком долгим, и по договору, чтобы враг не искушал супругов. Когда нужно воздерживаться от брачного ложа? Известно: во время постов и по великим праздникам.

А послушание жены мужу установлено после грехопадения. Когда Ева преступила заповедь и Адам послушался ее, Господь сказал ей, что отныне ее воля будет в подчинении воле мужа. Господь подчинил волю женщины власти мужа — неважно, каков он, хорош или плох. Для наших матерей слово мужа должно быть свято, а это очень трудно, они не могут с этим согласиться, нарушают заповедь и, нарушая ее, причиняют зло и себе, и мужу, и детям. По этой причине нет мира в семье, из‑за непослушных жен.

Я уже говорил об одном еврее. Я был очень удивлен, знаете. Во время фашистской оккупации в 1943 году приехала одна верующая из Белграда, привезла какие‑то вещи, зимнее пальто и еще что‑то и говорит, что у одной ее подруги есть тяжелобольная дочь, девочка девяти лет, парализованная, умственно отсталая. Мать хотела бы причастить ребенка и просит меня усердно молиться об исцелении ее дочери. Я согласился. Молился, усердно молился, и на меня напал дух блуда! О, люди, не могу больше молиться! Побежал к духовнику, говорю ему: «Как только перестану молиться, приходит мир, а молюсь — теряю мир!»

А Вы дали обещание молиться?

Да, и принял от нее пожертвование. И должен был трудиться. И когда я пришел к духовнику, он говорит мне: «Молись! Молись!» А потом я увидел, что и у преподобного Серафима Саровского были подобные искушения. Так вот, как только оставлю молитву за нее — мир, а начну — опять то же самое.

Когда она пришла в следующий раз, я ее спросил: «Она твоя подруга, вы откровенны друг с другом, можешь что‑нибудь о ней рассказать? У меня большие искушения, когда я молюсь за нее». Она рассказала, что та женщина оставила мужа и муж в сердцах предрек ей болезнь ребенка. Тогда я понял, какова власть мужа над женой. Также как и родителей над ребенком и духовных родителей — епископа в епархии и священника в приходе.

Что можно сказать о том, что сегодняшнее общество тяготеет к эмансипации женщин, в том смысле, что женщина все более отделяется от мужа?

Общество считает, что современная женщина находится в подчинении. Это не так; если бы наши матери не нарушали заповедь послушания, знаете, все было бы по–другому, и в семье, и даже в государстве. Потому что нарушение заповеди влечет за собой очень серьезные последствия. Тяжелые последствия!