Мир и радость в Духе Святом

Какую позицию занимает христианство к ветхозаветной мысли «в чем застану, в том и сужду»? Если человек всю жизнь был добрым христианином, а в предсмертный час нет (например, из‑за тяжелых последствий болезни, интоксикации и т. д.), что тогда?

Только гордость и хула на Духа Святого перед смертью уводят душу и самого большого праведника в ад, так же как искреннее покаяние в смертный час и самого большого грешника ведет в рай. Смертельная болезнь меняет человека, делает его раздражительным, но без ропота и хулы тяжелых последствий для души нет.

Если на работе христианин часто конфликтуем с руководством, и, по его мнению, поступает так по объективным причинам, например, из‑за плохого характера начальника, что нужно делать?

Он постоянно должен знать, что он там находится по Божией воле и работает не ради начальства, а ради Бога. Когда он это уяснит, то работа пойдет мирно и без бунта, потому что это был бы бунт не против начальника, а против Бога.

Отец, Фаддей, Вы говорите, что нельзя идти в монастырь против воли родителей. Но Святой Иоанн Синайский в «Лествице» пишет, что лучше причинить боль родителям, чем Богу. Он нас создал, а родители часто губили своих любимых детей и предавали их вечному мучению.

Не следует идти в монастырь без благословения родителей, потому что непослушание создаст серьезное препятствие послушнику из‑за родительского гнева и скорби. Но это правило не распространяется на родителей–богоборцев. Совет святого Иоанна относится к таким родителям, это был период воинствующего ислама.

Батюшка, что Вы думаете о сербском народе, о православном сербском народе?

До Балканской войны сербы еще держали в руках четки и молились Богу. С тех пор и до начала Второй мировой войны четки все реже оказывались в руках сербов и все меньше было тех, кто умел ими пользоваться. Сегодня, в 1994 году, православных бывает трудно отличить, есть люди, которые словно из ада вышли. ПОСЛЕ КАЖДОГО ПАДЕНИЯ НУЖНО ВСТАВАТЬ И ПРОДОЛЖАТЬ СВОЙ ПУТЬ К БОГУ.

Будет ли время до Страшного Суда для истинного православного миссионерства в миНет, после большевистской революции семя православия посеяно по всему миру, и оно приносит плоды и умножается. Этого достаточно.

ДАННЫЙ НАМ КРЕСТ МЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ДО КОНЦА

Беседа в монастыре Ковиль на праздник святых Кирилла и Мефодия с Весна Никчевич и Мирославом Парипович в мае 1998 года. (Прим. изд.)

Я думал, что радость и мир сердечной молитвы будут продолжаться до конца жизни, а они недолго продолжались, семь–восемь месяцев. Потом радость приходила, но утешение было недолгим, потому что подступили заботы. Мне всегда было тяжело быть настоятелем, тяжкое это было для меня бремя. Если бы я не воспринимал настоятельство так впечатлительно, оно не давалось бы мне так трудно, дашь брату послушание от сердца и все… А вот мне всегда это было трудно.

И было мне предупреждение от Господа, но и после этого я не смог быть таким, как нужно. Еще трижды я досаждал Богу, чтобы Он разрешил меня от этой должности.

Нелегко вернуться мысленно, нелегко. Я все время хочу вернуться в то духовное состояние, в котором я был послушником, и никак не могу. Всем сердцем стараюсь, упражняюсь, но придет какая‑то мысль, какая‑то забота — и все сначала, и снова упражняюсь. Но когда постоянно упражняешься, Господь не отвергнет, однажды даст сил освободиться от забот. Оставь заботы Господу, и себя в Его волю предай и своих близких, все отдай Богу.