Молитва господня

И теперь мне кажется, что слово "Небесный" и "Отец" взаимно восполняют друг друга. Отец – это любовь, нежность, милость, прощение, попечение, надежда, радость... А Небесный – это святость, совершенство, надмирность, премирность, возвышенность Бога над всею тварью... Там – как бы тепло; здесь – прохлада. А если образно считать их, то получится не разнеживающая, не расслабляющая земная горячность, а тепло-прохлаждающая вечная заря. Так и поётся про Спасителя на вечерне – "Свете Тихий" – при свете вечернем. А в древности Бог явился пророку Илии в виде "гласа хлада тонка", т.е. в веянии тихого ветра (3 Цар. 19, 12).

Итак, слово "Небесный" вносит в Молитву Господню понятие о надмирности Бога и требование чистоты, святости.

Отец Небесный зовёт и меня к Небу с земли к Себе!

Ещё об имени "Отец"

Ум и сердце всё вращаются ещё около "Отца нашего".

А. Думалось: если бы даже вместо всей молитвы осталось лишь одно слово -"Отец" -и тогда в нём было бы сказано всё прочее: остальные слова и прошения могут включиться в это святое имя. Как? "Отец" (или мать в жизни чаще) всё знает, что нужно нам. Так и сказано в Евангелии: "Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом" (Мф. 6, 32). И ещё прямее: "Знает Отец ваш... прежде прошения вашего" (Мф. 6, 8). И непосредственно за этим Спаситель сказал молитву "Отче наш". Она кратка. Но в слове "Отец" заключено всё последующее. Так и дети нередко (особенно в младенчестве, когда ещё не умеют лепетать) говорят лишь одно слово -"ма-ма", а она уже знает, в чём нуждается ребенок... И к Богу обращаться можно с одним словом -"Отче!"... И приходилось обращаться, когда страдает сердце и нет сил ни обещать, ни просить даже. Тогда вырывается это одно надёжное слово – "Отче"... И всё отдаёшь на Его благую и всемогущую силу и любовь...

Часто и в житейском быту мы говорим: "О, Господи!", "О, Боже!" Помню в Санкт-Петербурге одна старушка споткнулась возле академии, и сразу вырвалось у ней это слово: "Ой, Господи!"

Б. Отец... Значит и любит... И тогда легко просить у Него обо всём.

В. Если Он – Отец, то я и плачу, и надеюсь на Него... И плачу даже именно от того, что Он – Отец и мне... И я изливаю Отцу свою скорбь и беду.

Г.  Когда говорю "Отец", то приходит мысль: не тебе одному, а и всем Отец. И тогда другие становятся ближе. И не судишь их уже строго... А любишь их...

Д.  Иногда от этого слова "Отец" глубже сознаёшь свою греховность. Не разберусь даже: почему это? Может быть, стыдно оттого, что огорчаешь Отца Милостивого?..

Е. Отец... Следовательно, могу просить и просить... Как бы ни был плох...

Ж. Отец... А я ленив в молитве и добрых делах: сокрушаешься...

З. В Евангелии сказано: пред концом мира будут "дни отмщения"... следовательно, не одно лишь помилование может быть и для меня, а "отмщение"... Помилуй меня. Отче!