Нам оставлено покаяние

Письмо 246

Дорогой ... !

Здравия и проч. желаем тебе! Поправляйся скорее. Нас беспокоит и здоровье твое, и сочинение. Пиши сочинение там, где находишься.

Господь жалеет П. – посылает скорби, чтобы смирился и стал более сочувствовать другим. Если это не достигает цели, то "железной уздой" востягнет челюсти Господь не покоряющихся Ему, но подающих еще надежду на спасение.

... , я почти ничего не помню, что писал тебе. Память настоящего очень ослабла. Чтобы запомнить, надо тщательно увязать с помощью разных ассоциаций настоящее с прошлым. Если что ты находишь интересным, то сохрани. Я рад, что тебе что-либо нравится или полезно из написанного. Получили письмо дикое от Т. Если следовать совету Спасителя: по плодам узнается дерево, то по письмам Т. можно познать, в каком душевном неустройстве она находится. Она заматорела в высоком (может быть, высочайшем) мнении о себе и не выносит указания ни на малейший недостаток. За пустяк она разражается тысячами слов самооправдания и исчислениями недостатков того, кто ей указал на какой-либо минус ее. Это ужасное настроение, и она не видит этого и отвергает всякую попытку открыть ей глаза. Она привыкла, чтобы ее хвалили, и укоренилась в высокоумии. Да вразумит ее Господь. У нас пока спокойно. Все относительно здоровы.

Будь здоров. Да благословит тебя Господь!

Н. 5/III–62 г.

Письмо 247

Дорогой ... !

Получили сегодня твое письмо. Очень рады, что кончились благополучно наши приключения. Слава Богу за все!

Твоя ручка была никуда не годна: или не писала, или делала кляксы. О. Н. поставил свое перо из старой ручки, более широкое. Оно закрыло щели, и ручка стала писать великолепно, пишет сразу и без клякс.

Преп. Исаак Сирин пишет во втором слове: "Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную, потому что та и другая – одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей. В себе самом погрузись от греха и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить" (Сл. 2; стр. 14).

А Господь говорил: Царство Божие внутрь вас есть. Вот почему Св. Отцы так настойчиво предписывают всем, по возможности, всегда творить молитву Иисусову. Через нее человек входит внутрь себя. Пишу об этом теперь потому, что во время длинных церковных служб, особенно великопостных, очень удобно и легко творить молитву Иисусову и творить длительное время. Очень советую тебе не пренебрегать советом Св. Отцов. Дьявол всячески отводит человека от этого делания. Надо это знать и противиться ему, и понуждать себя к этой дивной молитве.

Господь открыл нам вход еще здесь в царствие Божие, а мы ищем жалких крупиц истины в науке, философии и где угодно, только не в Евангелии и не у Св. Отцов, осуществивших Евангелие в своем подвиге. Жалкие мы люди. Сами себя обрекаем на несчастное полуживотное существование, да еще и других виним в тягостях жизни. "Достойное по делам своим приемлем".

Погода у нас тяжелая. Опять все старшее поколение кряхтит и винит погоду. Очень, очень рады, что ты кончаешь последнее сочинение. Помоги Господи справиться и с зачетами.

Как здоровье о. Питирима? Господь, видно, его любит, посылая скорби, без которых ныне нельзя спастись. Лишь бы не роптать при них.

14/III вспомнил и решил еще напомнить, когда сидишь на лекциях и слушать не хочется, а другим делом нельзя заниматься, почему бы не "упражняться в молитве Иисусовой"? Это слово "упражняться" очень часто люди употребляют, но это доказывает, что употребляющие его не знают, что такое молитва. Человек не упражняться (можно ведь идти и дальше и сказать "тренироваться"!) должен в молитве, а с величайшим благоговением предстоять пред Богом и с сознанием полнейшего недостоинства даже произносить имя Божие, вверяя себя милости и снисхождению Божиим, произносить со вниманием и страхом слова молитвы.

Правильная молитва очень скоро покажет сердцу, каким надо быть на молитве. Дана ведь заповедь: непрестанно молитесь. Посредством молитвы человек поднимается от земли, делается недоступным для гадов, ползающих на чреве по земле, получает свободу, как птица, оторвавшаяся от привязи. Это и значит выражение Св. Отцов: "отступи от земли".

А мы, наоборот, отступили от Бога и привязались к земле и ползаем на ней, и питаемся прахом, т.е. страстями, мучаем себя и других. Ходим светом огня своего, отвергнув свет Божий. Иисусу Христу сатана предлагал все царства мира за поклон ему, а мы за чечевичную похлебку в изобилии не только кланяемся, но и служим и даже подслуживаемся и не видим этого. Так ослепляется душа от суеты житейской. Опять надо вспомнить слова: Не отягчайте сердца ваша объядением, пьянством и суетой житейской.