Нам оставлено покаяние

Письмо 252

Мир тебе, ... !

Получили еще твое письмо. Ты пишешь: "Нужно объяснить, почему, вернее, чем вызвано расхождение в службе Греческой и нашей Церкви". Если ответить двумя словами, то расхождение зависит от того, что на долгое время прекратилось общение между Церквями. То же произошло, что и с разделившимся народом, говорившим одним языком. С течением времени изменяется язык в разных направлениях, и может статься, что перестанут понимать друг друга. Но это разве достаточное объяснение расхождения служб? Чтобы удовлетворительно объяснить, надо быть прекрасным знатоком истории греческого народа и его церковной истории, характера народа, психологии и проч., и проч.

То же и в отношении русского народа. Тогда это будет совершенно другая работа. Ты это выясни хорошенько. Может быть (даже наверное), есть работы на эту тему. Вероятно, надо очень кратко перечислить причины, повлиявшие на образование расхождений. Ты в свободное время поговори с Н. Н. основательно. Если не подойдет, то надо взять другую тему. Я бы посоветовал тему: "Путь к христианскому совершенству по произведениям еп. Игнатия Брянчанинова". Работа над ней дала бы тебе многое. А у Н.Н. – ничего.

Перо не пишет. Кончаю.

10/IV. Сегодня посылаем по почте карловарской соли для Д., две коробки. Скажи Д., что мы все очень сочувствуем ему. Будущее покажет смысл его дикой женитьбы и всего последующего. Господь и ошибки и преступления обращает нам на пользу по всемогуществу Своему и любви Своей. Мы – глупые дети, воображающие себя взрослыми, подражающие их делам. Смотреть на них взрослому смешно, иногда неприятно. Так и мы в очах Ангелов и святых, а может быть, и в очах Божиих.

У нас в разгаре весна. Снег только в кустах, куда ветер надул. Лес оживился. Вчера мы с д. К. дошли до второго ручья. Он разлился, как река. А через первый прошли с палками. Здоровье т.П. зависит в значительной степени от нее. Если соблюдает диету и не простужается, то чувствует себя терпимо. Уставала эти дни с уборкой и хождением в церковь. Я сдерживал их ретивость (можно ли сказать – ревность? – не знаю). Я чувствую себя хорошо. Ждем тебя. Хоть скорее кончали бы. Да хранит тебя Господь!

Будь здоров! Пиши. Об отметках не беспокойся. Тут больше тщеславия, чем дела.

Н. 8/IV–62 г.

Письмо 253

Дорогой ... , мир тебе и всем!

Получили твое письмо. Выдержка знаменательная. Надо бы выбрать подобные места и послать в назидание Святейшему. Просто поразительно! Обязательно приобрети конспект. Может очень пригодиться в будущем. Не только этот, но и все другие, его же творчества. Надо бы достать его магистерскую диссертацию. Ведь недаром ее скрывают.

Ты пишешь о боях с Н. по поводу католических подвижников. Здесь логомахия не поможет. Дело не в логосе, а в духовном делании. Чего искали восточные подвижники и чего – западные? То, что строго, решительно, с угрозами и убеждениями запрещают восточные Отцы – западные подвижники всеми силами и средствами стремятся достичь.