Восстань, спящий…

18 января 1987 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, приближается праздник Крещения Господня. Почему этот праздник для нас особенный? Потому что в этот день, день Своего Крещения, призван был Господь Небесным Своим Отцом на служение роду человеческому. А сейчас мы находимся в преддверии, в ожидании того времени, когда Он будет призван, чтобы жить, учить, страдать и умереть ради нас.

Смотрите, какое удивительное зрелище. Когда Иоанн Креститель проповедовал на Иордане, приходили к нему люди разных сословий, приходили и ученые, и книжники, приходили и солдаты, и сборщики налогов. Пришел и Иисус из Назарета Галилейского. Рассуждая по–человечески, никаких преимуществ у Него не было, пришел как один из многих. Может быть, там были сотни таких же ремесленников из разных деревень, и Он был с ними. Просто говорит евангелист: пришел и Иисус из Назарета Галилейского, из той деревни, где Он жил все это время, почти 30 лет Своей жизни.

Напрасно мы пытаемся проникнуть в эти годы, потому что евангелисты почти ничего не говорят нам, как жил Господь рядом с людьми. Мы знаем, как Он проповедовал, как обличал, как, наконец, страдал и как явился Воскресшим, но мы не знаем о тех долгих годах, которые Он провел в селении, называвшемся Назарет. А нам так бы хотелось это знать, потому что Он жил как обычный, простой человек, и поэтому мы имели бы особый пример для того, чтобы подражать Ему.

Сокровенная, скрытая от нас назаретская жизнь… Он трудился там, трудился своими руками — вот первое, о чем мы узнаем, ибо Он был плотник, каменщик. Есть много сказаний и легенд о том, что Он еще в детстве творил чудеса, оживлял глиняных птичек и т. д. Но это все неправда, потому что когда Он вышел на проповедь, все односельчане удивились, никому в голову не приходило, что Он может стать учителем и проповедником. Они ничего о Нем не знали, кроме того, что Он Сын Марии и есть у Него здесь же родственники в Назарете.

Когда Он пришел проповедовать в их молитвенный дом, они спрашивали: почему Он нас учит? Не Он ли сын плотника и плотник, вот Его братья и сестры с нами… [15]

Они были слишком близки к Нему и не разглядели, не увидели и не почувствовали в Нем Господа. Он как бы скрывал от них Свою Божественную тайну. Назаретская жизнь, сокровенная жизнь вместе с Матерью. Иосиф умер, они остались вдвоем, остались одни в доме.

Нам всегда хочется представить себе, как кончался трудовой день в этом доме, когда Дева Мария приносила воду изпод горы в высоком кувшине, когда Она кончала Свой труд у очага, когда Он складывал свои инструменты и они оставались вдвоем — Мать и Сын. Казалось бы, такое простое, такое повседневное перед нами — Мать вместе с Сыном в темной вечерней комнате, где горит только огонек. Если бы кто–нибудь заглянул в двери этого дома, он только увидел бы Мать и Сына, сидящих за столом за вечерней трапезой. И это для нас бесконечно драгоценно, потому что мы же с вами ведем обычную жизнь, и то, что Господь жил с нами этой жизнью, освящает все: и трудное порой утреннее пробуждение, и наши жизненные заботы и труды, и никто не может сказать, что жизнь серая, потому что мне надо убирать, стирать, готовить, ибо раз это делала Матерь Божия, раз трудился повседневно Ее Божественный Сын, значит, нет ничего недостойного ни в труде, ни в наших обычных повседневных занятиях.

Конечно, мы знаем, что жизнь Его была полна молитвы. Уже потом, когда Он стал проповедником, когда стал возвещать Свое Евангелие, Он иногда поднимался рано, уходил один в горы, как говорит евангелист, «утром, вставши рано, когда все еще спали, Он ушел молиться» [16]. Наверное, Он ловил каждую минуту, чтобы побыть перед лицом Своего Небесного Отца.

Опять нам урок: Он эти минуты ловил, а у нас они есть, но мы не используем их. И только об одном случае из этого времени рассказывает нам евангелист Лука. Когда Ему исполнилось 12 лет, родители взяли Его на Пасхальный праздник в Иерусалим. Там собирались тысячи людей, десятки тысяч, и вот вместе со всеми родными и соседями шли Иосиф (тогда он еще был жив), Мария и Отрок Иисус, шли, радовались, пели, встречали праздник, а потом потеряли Его, потеряли Сына среди толпы.

Три дня, представьте себе, три дня бродили они по городу, бегали в отчаянии, зовя Его всюду, — но как найдешь мальчика в городе, переполненном паломниками и жителями. Тогда они пошли в Храм просто помолиться Господу, чтобы Он их вразумил, — и там, под навесом, где сидели учителя веры, они нашли Отрока Иисуса.

Они Его потеряли… И это тоже нам с вами напоминание о том, что нет ничего легче, чем потерять Господа, потерять Его так, как потеряли родители. Мы Его теряем в суете, мы теряем Его, когда становимся беспечными, когда заняты всевозможными делами и, конечно, теряем в грехах, когда они заполняет нас настолько, что Господь покидает, уходит от нас.

Страшно потерять Христа в сердце своем. Подумайте о родителях, которые бегали по городу три дня, и как им было страшно и горько. И если вы чувствуете, что ваше сердце потеряло Его, больше не ощущает Его рядом, то не будьте равнодушны, беспечны, бросьтесь тоже искать Его, всем сердцем взывая: «Господи, где Ты? я Тебя утратила, я не чувствую больше Твоего прикосновения, Твоего присутствия». И как они нашли Его в молитве, так и мы находим Его в общей молитве.