Восстань, спящий…

Когда он пришел туда, увидел матерей, стоящих с детьми в Храме, — как и у нас обычно бывает, когда матери ожидают своей молитвы, — Духом Божиим почувствовало его сердце, что этот Младенец есть именно Тот, Кого он ждал. Он подошел к Матери, взял на руки Дитя и произнес те слова, которые нам всем памятны, которые мы читаем, слышим за вечерней, и сейчас их пел хор: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

Из этой встречи ветхозаветного старца и Младенца Христа, несущего Новый Завет в мир, мы можем извлечь для своей жизни много уроков. Возьмем три главных. Первый — это благодарственная молитва Симеона: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка». В этих словах как бы радость, с которой он приходит к концу своей жизни, и смерть для него как отрада и освобождение! Глубокий старец, он пришел к закату своих дней благословенный Богом!

Мы с вами тоже идем к закату наших дней. И большинство из вас, здесь присутствующих, уже перевалило на вторую половину жизни. Для человека недуховного, не знающего, что такое тайна веры, путь к старости есть путь к несчастью, одиночеству, болезням — путь как бы к худшему, темному.

Но для христианина и старость может быть благословенна! Потому что тогда многое отходит из того, что нас отвлекает, из того, что нас увлекает своей суетой! Мы стоим ближе к смерти, значит, ближе к вечности. Мы можем уже более серьезно, с высоты своего опыта взглянуть на жизнь. Старость имеет великие преимущества! И мы должны ими пользоваться. Мы должны идти не вниз, но подниматься вверх, к Богу, чтобы прийти к концу не отупевшими, немощными существами, а людьми, которые, хотя телесно ослабели, но духом в молитве и вере окрепли так, что в конце своих дней, в последнюю минуту смогли сказать: «Ныне отпущаеши».

И второе. Когда старец Симеон держал Младенца, когда глядел на это Дитя и предвидел все то, что далее совершится в истории и жизни Христа–Спасителя и Его Церкви, он сказал: «Вот Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле.» Значит, приход Господень стал испытанием для людей: как в древнем Израиле, так и ныне в любой стране, в любом месте, каждый человек, встречая Христа–Спасителя, слыша Его голос, обращенный к совести, может либо споткнуться и упасть, либо восстать.

Да, приход Господень, заповеди Христовы, спасение Христово, которое нам дается, может быть, на падение тем, кто слышит и отвергает, слышит и не исполняет, считает себя как бы причастным вере, но живет как язычник. И поэтому явление Господа в нашей жизни одним — на падение, на преткновение, а другим — на восстание! И дай Бог, чтобы каждому из нас Божий приход был на восстание, чтобы мы проснулись, пробудились от греховного сна, встали, духом выпрямились в радости, надежде, уверенности в спасении Божием.

И, наконец, последнее. Слово «сретение» по церковно–славянски означает встречу. Как я уже говорил, это встреча ветхозаветного старца с Богом, грядущим в лице Младенца, Спасителя мира. Но почему нам так дорого это слово — «сретение, встреча»? Потому что не только тот благословенный старец встретил Христа, и не только те люди, которые жили в евангельские времена, во время оно, встречали Его, но также и все мы можем встретить Господа на своем пути.

Мы встречаем Его и в красоте мира, которая нас окружает, и в доброте людей, которые с нами рядом, и в радостях жизни, и в испытаниях, и в скорбях, и в преодолении греха, когда Он нам помогает очиститься и подняться. Мы встречаем Его в молитве, когда стоим перед Ним лицом клицу и взываем, мы — слабые и немощные. И, наконец, — в святой чаше, которая сейчас будет вам преподана, вынесена из алтаря для всех: и причащающихся сегодня, и тех, кто только духом приобщается Господу, для всех вас это есть встреча (сретение), потому что с нами Бог, потому что здесь присутствует Господь! И эта встреча оживотворяет нас, дает нам те силы, которых человек дать не может, а дать может только Господь, Который пришел, возлюбив этот мир.

Аминь.

Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Какое прекрасное слово — Благовещение! Оно означает самую суть, самое существо нашей веры — Благую Весть, Радостную Весть. Все вы знаете, что в любом храме на царских вратах всегда можно увидеть изображение Благовещения: Матерь Божию и Архангела Гавриила.

В то самое благословенное утро (возможно, это была ночь, а может быть — полдень; мы не знаем, когда Дева Мария находилась одна) Ей открылась тайна Ее материнства. Среди вас — многие матери, многие носили детей под сердцем. И все вы помните, что в это время были и тревоги, и ожидания, и молитвы, и радость. И вот подумайте, что пережила Пречистая Дева Мария, когда Ей было суждено дать жизнь Господу Иисусу, Спасителю всех нас.

Ей было открыто, что дитя Ее будет иметь царство вечное для всех людей. В тропаре мы поем: «Спасение нашего главизна», то есть начало нашего спасения. Сколько есть всяких мнений, взглядов, учений человеческих, и только наше называется Благая Весть, Радостная Весть — по–гречески Евангелие.