Восстань, спящий…

Для нас он наступит в тот момент, когда мы закроем глаза на своем смертном одре. И тогда уже наступит наш первый, как называют это в богословии, «частный» суд, суд каждого человека. И перед нами, как на картине, развернется все, что мы с вами делали в своей жизни…

[Обрыв записи.]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня вы слышали строки Евангелия о суде над миром. По–гречески «суд» — это кризис. Кризис, который будет не когда–нибудь через тысячи лет, а который начался с того момента, когда Господь явился на земле. «Ныне суд миру сему» — говорит Господь. Ныне — значит, сегодня. И к каждому из нас Он приходит на всех поворотах жизни. Когда нам приходится решать, думать и выбирать — это суд Божий. Суд — это прикосновение к Нему, суд — это близость к Нему. Это и страшно, и радостно, потому что от Него идет указание, в какую сторону повернуть нам русло нашей жизни. Суд — это очищение нашей совести, возрождение того, что в нас было покрыто грязью, землей и песком нашей собственной человеческой немощи и наших грехов. И поэтому, когда приближается время Великого поста, для нас это тоже время суда, но суда Божественного, беспристрастного и благословенного, потому что этот суд очищает нас, всегда очищает. Господь сказал, что Он пришел не погубить, но спасти. Значит, в этом суде Божием есть и наша с вами надежда, надежда великая на милость Божию, на спасающую силу нашего Господа.

Аминь.

22 февраля 1989 г.

Прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приближается время Великого поста, время обновления, очищения и — самое главное — время подготовки к принятию Божественной исцеляющей благодати. Мы все приходим больные душой, неся на своих плечах тяжелые камни немощей, грехов, собственного несовершенства. Кто из нас не знает, как тяжелы эти камни, кто из нас не знает, как слаб человек, кто из нас не знает, что мы тысячу раз пытались освободиться от грехов, отряхнуть их с себя, но они вновь повисали на нас, и вновь мы шли согбенные и влачили мерзкий груз, черный и грязный.

Но Господь нам говорит, что Он есть единственные врата в Царство чистоты и света. Только обратившись к Нему, только в молитве найдя силу Его благодати, мы можем с вами ожить, преобразиться, стать иными. Но к этому нужно готовиться. И вот Церковь дает нам для этого замечательное время Великого поста, которое предваряет радость Воскресения.

Все это не случайно, ибо мы должны умереть и умереть дважды. Во–первых, умереть вместе с Господом. Подумайте, что это означает? Это значит, что Он страдал для спасения других людей, и мы должны нести свои трудности и страдания жизни, может, и не такие великие, но все–таки нести их как крест, именно как свой крест. И как бы умирать с ним постоянно. И еще мы должны умереть для греха. А что это означает? Это значит, что мы должны так настроить совесть, душу, жизнь свою, чтобы грех был нам противен. Конечно, он будет нас искушать, конечно, он будет показывать свою силу над нами, но все–таки мы будем ему врагами. Мы не будем его приветствовать, не будем его пускать в свою жизнь с готовностью, мы будем сопротивляться до последнего, хотя силы наши невелики.

Умирая так в покаянии и несении своего креста, мы с вами подойдем к дням Святой Пасхи. И кто из нас будет готов, кто из нас по–настоящему пройдет этот путь, тот встретится с истинной Христовой благодатью. Все для этого делает Церковь.

Сегодня нам напоминают о падении Адамовом, о нашей общей греховности, ибо Адам — это есть все мы с вами. Все мы отпали от Бога, все мы пошли своими путями. Все мы находимся в непослушании, в самовольном блуждании, и все мы стоим перед лицом Божественного милосердия. Как бы ни был грешен и слаб человек, если он захочет изменить свою жизнь, Господь пошлет ему для этого силы.

И наконец, очень важные слова Христовы и сегодня нам показывают, что наша подготовка в наших руках. Господь Иисус говорит: «Если вы хотите, чтобы вас простил Отец Небесный, то и вы должны прощать тем, кто виноват перед вами». В самом деле, как это понятно, как это просто и логично. Можем ли мы говорить: «Господи, забудь, изгладь, вычеркни», — когда у нас в сердце сидит злоба, оберегается и охраняется злопамятство? Нет, конечно. Поэтому сегодня Церковь призывает нас к прощению. Мы не можем жить друг с другом без прощения, ибо каждый человек всегда виноват перед другими: муж перед женой, дети перед родителями, родители перед детьми, соседи перед соседями. Мы люди, живые люди, и если бы не умели прощать друг друга, то весь мир превратился бы в ад, хаос злобы.