Восстань, спящий…

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день называется днем, или неделей, торжества Православия, торжества веры. И нам с вами кажется, что слово «торжество» связано с праздником, победой, с тем, что обычно у нас входит в представление о человеческих торжествах. Но чтобы напомнить нам, что совсем не так торжествует вера, сегодня Церковь приводит нам слова из Посланий о людях веры, о людях, которые начиная с древних времен утверждали веру, полагали основание сообществу верующих [40]. И каков был их путь? Апостол говорит, что эти люди, которые были бесценнее всего мира, — они подвергались постоянным опасностям, изгнаниям, были в пустынях, находились на краю смерти. И именно они и утверждали свою веру.

Это говорит нам о том, что вера есть самое главное, чего Господь ждет от нас. Если вы приходите к человеку и приносите ему дары, если вы выражаете ему внешние знаки уважения и почтения, но он знает, что вы ему не доверяете, не верите, — такого человека никакие знаки внимания не могут смягчить, он понимает, что перед ним лицемерие. Точно так же Господь: что бы мы ни делали для Него, если нет у нас доверия к Нему, нет веры, то мы никогда не услышим Его зовущего голоса, всегда будем стоять перед глухой стеной. Потому что вера есть окно в Царство Небесное.

Апостол приводит нам Моисея, верою подвигнувшего себя на подвиг, к которому призвал его Господь. Но заметьте: он пошел за Господом, как отмечает апостол, не тогда, когда у него жизнь пришла к крушению, не тогда, когда он потерял все, слабый, немощный, разочаровавшийся в жизни, — напротив, когда у Моисея было все, о чем может мечтать человек! Он был в расцвете сил и возраста, он жил во дворце царском; как приемный сын царской дочери он пользовался всеми почестями, которыми пользовалась и она, царская дочь. Быть может, он имел какую–то надежду со временем даже стать царем, как бывало в той стране, — человек незнатный (а Моисей был подкидышем, приемным сыном), он мог взойти на престол, и тысячи людей склонились бы перед ним!

Но и тогда, когда он жил во дворце, все его желания и прихоти исполнялись. Как говорит нам Писание, он познал всю мудрость египетской земли. Казалось бы, что такому человеку недостает?! И именно тогда Господь постучался в его сердце. Он увидел своих собратьев страждущими — и покинул дворец. Оставил свое благополучное, безмятежное, безоблачное житье и променял его на жизнь изгнанников, на жизнь угнетаемых. И после этого, когда он должен был бежать в пустыню от гнева царского, что его поддерживало — человека, который ради призыва Божия бросил все? Поддерживало упование на Бога.

Конечно, он мог отчаяться. Вообразите себе человека, который живет в пустыне, пасет овец, проходят годы, — о чем он вспоминает? Он вспоминает о тех прекрасных залах и дворцах, в которых жил; о тех великих словах мудрости, которые он слышал от своих учителей; о том, что ему подчинялись десятки рабов, что он был господин, почти князь, а теперь опустился на самое дно жизни! Он почти слуга, живущий в пустыне, пасущий чужое стадо, чужих овец. И вот именно тогда, когда он мог отчаяться, в нем проявилась твердость веры…

[Обрыв записи.]

24 февраля 1980 г.

Неделя святителя Григория Паламы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Второе воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, покровителя христианских молчальников и молитвенников, которых называли в старину безмолвниками, подвижниками. Они старались сохранять тишину в сердце, скрываясь в далеких обителях на горе Афон, отрезанные от всего мира морем, скалами. В пещерах, где они жили, многие живут и до сих пор. Почему же именно этого святого, покровителя молчальников, мы прославляем во дни Великого поста? Потому что именно в это время нам важно узнать и напомнить себе о молчании и безмолвии.

Какова наша жизнь? Она проходит в бесконечном шуме и суете. Весь быт современного человека сопровождается массой звуков окружающей жизни. Человек, особенно живущий в городе, постоянно слышит шум: ревут автомобили, идут толпы… Врачи говорят, что это разрушает здоровье. Но мы с вами будем говорить о другом. Это прежде всего рассеивает наше душевное сосредоточение. Многие из нас, оказавшись на мгновение в тишине, уже чувствуют себя неловко и неспокойно: мы уже отвыкли от тишины, и вместе мы не можем спокойно помолчать. А сколько лишних слов!.. И вся эта сумятица и суета, пожирающая нашу жизнь, не дает человеку обратиться к себе, вспомнить самое главное. И это продолжается до последнего нашего издыхания…

Иногда, когда болезнь жестко остановит наш бег, прикует к постели, и мы вдруг окажемся оторванными от всеобщего бега, нам удается побыть наедине с собой. В такие минуты мы начинаем думать: «А для чего же мы жили? Куда бежали, чего ради торопились? Откуда этот шум в сердце, в мыслях, вокруг? Не надо ли было раньше хоть изредка искать себе несколько минуток внутреннего покоя, внутренней тишины?» Как может прийти Божественная благодать к человеку, как может она его осенить и озарить, когда он оглушен и ослеплен и в своем беге не отдает себе отчета, куда и зачем он бежит и почему не слышит голоса Божия?

Голос Божий звучит всегда в тишине. Если вы хотите его услышать, постарайтесь вырвать из суток хотя бы несколько мгновений. Для этого нам Церковь дает правило: несколько минут почитать молитвы, прийти в себя и подумать, каков был мой прошедший день, каков будет мой следующий день? Это важно, так важно…