Восстань, спящий…

10 марта 1983 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый из нас невольно восхищается красотой Божиего мира, восхищается тем совершенством, той славой неба и земли, которая несет на себе печать Творца–Вседержителя, Божественного Художника, создавшего все в мире. И в то же время нам нетрудно заметить, что в этом дивном, прекрасном, во многом совершенном мире не все благополучно, не все стройно и совершенно. Есть в этом мире гибель, разрушение, страдание, боль, болезнь, смерть. И мы знаем из Слова Божия, что Бог смерти не создал. Мы знаем из откровения Иисуса Христа, Который нам принес самую достоверную весть о Боге, что Бог есть Любовь, поэтому ничего злого, ничего мучительного создать Он не мог. Значит, боль и страдание, смерть и разрушение существуют в мире вопреки благой воле Господней. Люди всегда, сотни и тысячи лет размышляя об этом, молились о помощи и спасении.

От нас сокрыто, почему мир должен пройти через испытания. Почему искушаем человек в своей свободе, в свободе избрания своего пути. Почему есть у него возможность отпасть от Бога, отпасть от жизни истинной. И когда мы смотрим на все злое, несовершенное и темное, что есть в окружающем нас мире и в самом человеке, то видим, что все это проистекает из–за отпадения от Бога, удаления от Него, Источника Жизни. И когда мы своим малым человеческим разумом пытаемся доискаться — почему же Господь сразу, в мгновение ока не прекратит все зло, что есть на земле, Господь отвечает нам, что мы с вами, разумные существа, несем ответственность за свои поступки. Когда зло бушует на земле, то человек — один из главных виновников этого зла. Он тысячу раз был предупрежден, куда ведет путь противления заповеди Божией, противления Творцу–Господу. Тем не менее хоть был он предупрежден, все равно бастовал и шел по пути своих похотей. И это приносило горькие плоды и приносит доселе.

Но Бог не прекращает внезапно действий нашего зла. Что же Он делает? Он делает то, чего мы не могли бы себе сами представить! Он приходит к нам и разделяет наши страдания, чтобы люди, которые находятся на дне, душевно израненные, изломанные, отчаявшиеся, унывающие, люди, с которыми постоянно случаются жизненные беды, чтобы они знали, что Бог тоже страдает с нами.

Каждая боль на земле есть боль Бога. Ибо, как говорит апостол Павел, мы в Нем, то есть в Господе, живем и движемся, и существуем. Он объемлет всех нас, Своих созданий. И если нас постигает страдание и боль, это значит, что страдает и Он. Став человеком и придя в этот мир, Он испил до дна чашу всякого праведника, который гоним в этом мире. Он испил чашу человеческой злобы, неблагодарности, горечи и одиночества.

Когда начал Он страдать? Не на Голгофе, а раньше, еще в Гефсиманском саду, когда кровавый пот падал с Его чела. Но еще раньше, как говорит евангелист Иоанн, уже в первые дни, когда Господь въехал в Иерусалим, Он уже скорбит и говорит: «Душа Моя теперь возмутилась»[58]. Но этого мало. Еще раньше, еще большую боль причиняли Ему Его ученики, то есть те, кто Его любил. Как огорчали они Его своим непониманием, черствостью своего разума и сердца. Он говорил им одно, а они думали о своем. И это было много–много раз. И в конце концов они все Его предали, они Его бросили, разбежались, отреклись. Не только ведь Петр отрекся. Петр только слова эти произнес: «Не знаю я этого Человека», а другие показали это делом, потому что разбежались и оставили Его одного. И наконец, один из двенадцати ближайших учеников помог властям, врагам, ночью тайно от народа взять Его. То был Иуда.

В течение всей своей жизни Господь находился уже на Кресте, уже в скорбях. Когда же Он кончил страдать? В тот ли момент, когда испустил дух, произнеся слова: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой»? Нет. Мы скажем, что Он не кончил страдать и поныне, что Он и сейчас продолжает страдать как от Своих врагов, так и от нас, Его учеников. Потому что своими грехами, своим предательством, своим неверием, своим нежеланием внимать Его заповедям и жить по Его Евангелию мы продолжаем отрекаться от Него, продолжаем распинать Его, продолжаем Его пытать. Поэтому мы должны на Крест Христов смотреть с чувством глубокого покаяния. Он должен нам напоминать о том, что Господь ради нас несет и, увы, будет нести эту муку. Ту муку, которую мы Ему приносим.

И, наконец, еще одно. Господь сошел в этот мрак человеческого страдания, боли, одиночества, ужаса, смерти. О чем это говорит нам? Ведь мы πο–своему по–человечески тоже страдаем, конечно, не за весь мир, как Господь, не за весь род человеческий, как Христос Спаситель. Но мы страдаем за себя, за своих близких. Мы страдаем от множества скор–бей, злоключений, душевных смятений. Но помня о том, что Господь Сам прошел через все это, будучи Человеком, мы с надеждой напоминаем себе: значит, в этом страдании Бог нас не покинет. Значит, в нашем страдании Он может быть рядом с нами, и Он действительно рядом с нами.

Это великое ободрение для всех отчаявшихся. Для тех, кто плачет и мучается, не должно быть мысли, что я забыт Богом и покинут, что я оставлен. Нет, именно тогда, когда тучи сгущаются, когда жизнь кажется немилой, когда не хочется жить, когда кажется, что все усилия напрасны, когда мы говорим: Господи! зачем Ты нас оставил? — вспомним тогда, что рядом с нами страдает Господь, Который очищает и преображает нашу боль. И Воскресший, Он уже предстоит перед нами не как умирающий на Кресте, но как Тот, Кто побеждает смерть, побеждает скорбь, побеждает все темное, рассеивает тучи нашей жизни, дает нам радость, уверенность, надежду. И тогда крест становится для нас знаком победы, знаком упования! С нами Бог, и поэтому ничто не страшно нам. Как бы ни была темна ночь нашей жизни, свет Христов просвещает всех.

Аминь.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника, которого так назвали потому, что он оставил нам учение о духовной лестнице, соединяющей Небо и землю.