Христианос

Между тем народ по–своему понял это учение. Он думал, что «День Яхве» — это торжество Израиля над его политическими врагами, ибо его избрал Бог, как свой излюбленный удел. Но настал час, когда пророки с присущей им страстностью и неумолимостью обрушились на эти иллюзии.

ПАСТУХ АМОС

Лето 763 г. до н.э. В северном царстве израильтяне справляют праздник. Под открытым небом клубятся волны фимиама, жрецы поют гимны, и весь народ вторит им. Перед жертвенниками разложено богатое угощение, жарится мясо, разливают вино. Музыканты перебирают струны, молодежь танцует. Кажется, сам Яхве пришел на этот веселый пир. И, наверное, «День» его близок. Ведь царь Иеровам II победил соседние племена, и уже несколько лет масличные сады, виноградники и нивы дают богатые урожаи. Но вдруг в толпе возникает смятение. Прямо к возвышению идет человек. Он в простой пастушеской одежде, в руках у него посох, глаза сверкают из–под темных бровей. Наступает тишина, которую незваный пришелец прерывает скорбными воплями: «Горе! Горе!» Он возвещает гибель, он угрожает расплатой. «Вы ждете «Дня Яхве?» — говорит неизвестный. «Он придет, но он будет для вас гибелью, ибо Бог есть Бог справедливости. А где справедливость во Израиле?» Гневным речитативом несется речь пророка над притихшей от ужаса толпой. А он говорит от лица самого Бога, который отвергает жертвы нечестивых:

Ненавижу праздники ваши…

И не приму их.

Шум песней твоих не буду слушать!

Пусть как вода течет суд

И правда как сильный поток…

Ищите добра, а не зла,

Восстановите правосудие…

Напрасно израильтяне думают, что, забыв завет Правды, останутся избранными перед Богом. «Не таковы ли, как сыны эфиоплян, и вы для меня сыны Израиля?» — говорит Господь. «Бог вывел Израиль из Египта, но также вывел он филистимлян из Крита, и арамеян, и Кира». Бог избрал свой народ, чтобы он творил правду, а он пошел по путям беззакония.

Слушайте, вы, алчущие поглотить бедных

И погубить нищих,

Поистине буду помнить все дела ваши!..

О, вы, превращающие суд в яд,

Правое дело попирающие!..

Они ненавидят заступников справедливости,

Презирают говорящих правду…

А вот за то, что вы унижаете бедного

И берете у него мзду хлебом,

Вы, построив дома из камня,