Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

Отрицаете ли Вы лечебную силу экстрасенсов? Ко всем ли видам гипноза должно быть недоверие?

Нет. Гипноз – малоизученный, но широко практикуемый способ воздействия духа на дух. Иногда он может использоваться как терапевтический метод. Очень осторожно, конечно, но может. И любой врач, особенно психотерапевт или психиатр, должен этим владеть.

Что касается экстрасенсов, то есть очень доброжелательные, духовно просветленные люди, которые обладают способностью целить. Мы не знаем природы этого дара, но знаем, что это дар ограниченный, люди с годами его теряют. Один экстрасенс говорил мне, что он чувствует это как донорство, чувствует, что он отдает что-то. Одним словом, не отрицая этого с порога, мы всегда должны относиться к этим вещам осторожно.

И еще одно. Когда вас лечит врач обычный, вы не вступаете с его душой в контакт. Но когда вас лечит врач парамедицины, вы очень часто вступаете с ним в духовный контакт, поэтому очень важно, кто этот человек, что в его сердце. Это уже не безразлично. Если ваши ухо-горло-нос лечит хороший отоляринголог, и он, предположим, что-то крадет из государственной казны, – это его проблема, пусть он лечит ваш нос. А если вы вступаете в духовный контакт с человеком с сомнительной внутренней природой, то лучше не надо… Вы говорите, сынишку годовалого подлечить нужно? Будьте очень осторожны! Это требует дифференцированного подхода.

Считается ли грехом для православного пользование сеансами Кашпировского?

Я лично Кашпировского не знаю. Но психолечение – очень древняя традиция. Кашпировский, по-видимому (я говорю осторожно) талантливый психоцелитель. Он применяет очень своеобразный гипноз, но я должен вас предупредить: этот род исцеления на одних действует положительно, на других может сказаться отрицательно. Поэтому не бросайтесь все огульно, будьте очень осторожны. Как только чувствуете какие-то неблагоприятные симптомы, сразу прекратите. Беда этого лечения в том, что оно слишком массовое.

Я понимаю мотивы Кашпировского – он хочет как можно большему количеству людей донести свой дар. Правда, когда митрополит Филарет Киевский говорил с ним о вере, Кашпировский сказал, что к вере относится хорошо, но принять крещение не хочет, чтобы не потерять свой дар. Это мне не нравится, потому что если дар, то он от Бога. Почему же крещение может этого дара лишить? Значит, тогда это дар от какой-то другой стороны. Но как-то сомнительно, потому что сатана обычно никаких положительных даров не дает.

Есть ли лечение руконаложением?

Есть. Я сам свидетель, что это есть.