Радостная весть. Сборник лекций
Вы знаете. Не надо считать, что Бог — это человек. В Писании так и сказано: «Ани Элохим, ве–ло адам» — «Я–Бог, а не человек» И мы себе представляем Бога в роде какого–то полицейского, который, там, сверху карает. Это неправильно. Это глубокое… это грубое искажение действительности. Бог создает единый нравственный миропорядок, в него включается человек, в какой–то степени — природа. И природа, я уверен, я убежден, что она реагирует на наше зло. Она до какого–то порыва терпит–терпит, и потом вдруг она вздрагивает и дает какие–то реакции. Вот. Эти реакции проявляются физически. Как у человека может быть нервный тик, это физическое явление, физиологическое, но это отражает его душевное состояние, так тектонические процессы могут отражать в природе… слепо, конечно, природа это стихия, но она вздрагивает. И животные, вот возьмите — собака, она же чувствует настроение хозяина, кошка чувствует. Лошадь чувствует состояние своего хозяина. Все живые существа. Говорят. Что и растения чувствуют, есть такая точка зрения, она спорная, но все–таки она существует. И вот когда поднимаются волны ненависти, природа может, я не утверждаю этого, но я думаю, что может слепо, безумно, но реагировать на это. И мне кажется, что проглядывая историю с ее катастрофами, почти всегда они как–то совпадали с нагнетанием такой черной ауры в регионе. Поэтому это не наказание, а результат. Как–то связано это.
Отец Александр, вот значит это не моя версия, так, но, вот, есть такая тоже версия… Вы можете согласитесь об этом. Что вот, например, также, как животные предчувствуют так, так тоже здесь, наверное, вот, наверное, вот такое, вот иррациональное…
Ну я примерное это же и сказал…да… да…
Это, конечно, стихийное, это не сознательное, нельзя считать, что земля сознательно взяла и стала колебаться. Нет, но есть какие–то силы в природе, которые не могут оставаться равнодушными, когда нагнетается волна ненависти. Они вздрагивают и напоминают нам о том, к чему мы, люди, призваны.
Как возродить духовность? Это первый вопрос…
Да…это только первый. Это только первый…. Как вообще возродить духовность?
…и все прочее, так? Развитие христианской, вот, религии, вот, теологии, Как, что сейчас, в каком направлении сейчас развивается диалог?
Это проще ответить.
Хорошо…спасибо…
Это проще. Ну, знаете, значит, первый вопрос — он самый важный. Христианский ответ на него следующий, что Евангелие, данное Иисусом Христом, дано не просто, как некая информация, а как основание для жизни. И человечество в течение этих веков учится жить на этих основаниях. В один миг это не может получится. И для этого существуют различные средства усвоения Евангельской жизни всеми слоями общества и всеми народами, где есть христианство. Для этого существует Церковь с ее институтами. Только для этого! Только для этого. Для того чтобы Христос невидимо пребывал среди нас, и мы жили, возрастали, углублялись в общении с Ним. Единство с вечным делает человека поднимающимся над уровнем, из которого он никак не может выбраться. Это всегда идеал. Это всегда то, что нас к себе зовет и влечет, и имеет силу — не просто зовет! — а это есть благодать, поэтому христианство выработало ряд важных средств, назовем это так, просто, это…. которые в целом называются «духовная жизнь» и «жизнь в Церкви». О том что это, естественно здесь в двух словах не скажешь, но вопрос другой: насколько сегодня мы, церковные люди, можем дать вам полноценную пищу, в этом отношении. Увы, я должен признаться, мы это сделать не в состоянии. И не потому, что мы этого не хотим, а потому что все эти институты были разрушены. Все эти средства подверглись такой тяжкой бомбардировке, что нам надо сейчас все это как–то восстановить, внутренне. У нас прервана, в значительной степени, традиция, у нас погибли целые сословия. Как пострадала наука от гибели великих ученых? Вы это знаете, читаете прессу. А неужели вы думаете, что христианское богословие пострадало меньше? Да ведь ученые хоть какие–то остались, хоть прохвосты, но остались, а богословы даже такие не остались! Никакие — всех вымели, подчистую! И если это было так, то сколько нам надо сейчас сил, чтобы все это восстановить. Почти с нуля… Разумеется, у нас после войны, восстановили церковные школы — и слава Богу, но в них все было очень ограничено. Мы не имели право преподавать ни одного светского предмета, там готовили «служителей культа» , чтобы он мог петь, читать, опять петь. Служить. И после этого быстро уходить домой, не останавливаясь, не задерживаясь ни на минуту. По старой пословице: отзвонил обедню — и с колокольни долой. Вот кого там воспитывали! Какое богословие!? Если кто–то высовывался, слегка, за эти рамки, он очень быстро…ему давали понять, где границы. Но сейчас, по крайней мере, мы делаем то же самое, что в литературе — отыскиваются имена погибших, начинают печатать того же Флоренского, которого сгноили в лагере и расстреляли неизвестно как. Официальные данные: смерть — 43ий год, но, вероятно, это было раньше. Сейчас, к счастью семья сохранила часть рукописей, и вот это начинают печатать… ну ведь сколько было других!
Телевидение удивило нас сюжетом о Нострадамусе. Как вы относитесь к его предсказаниям?
Ну, телевидение сделало это, просто в развлекательных, я думаю, целях, скорей. Потому что надо же что–то такое освежить… тематика…. Что касается Нострадамуса, то я читал всю эту его книгу, «Центурии».Но правда в русском переводе. И мне показалось, что эти его предсказания, они такие обтекаемые, что их легко можно приложить к чему угодно. И…но вообще, в принципе, людям некоторым, .избранным вообще такой дар предвидения бывал дан, и не раз, и многие предвидели, и история предвидений, она наполняет века. Не только древнии пророки, или какие–то святые, но многие другие предсказывали ближайшее будущее и даже отдаленное будущее. Так что это реально все… но христианство нас учит не заниматься этим. Мы должны жить сегодня — прошлое нам не принадлежит, будущее — не известно. Мы должны сегодня жить…. этот миг ценен для нас; здесь мы перед ближними, перед жизнью, перед Богом! Больше нам ничего не надо. Действовать и отдать то, что у нас есть. Все. Все просто и ясно.
О ДУХОВНОМ ЦЕЛИТЕЛЬСТВЕ
Друзья мои! Вам, врачам, слушателям курсов по обучению методам нетрадиционной медицины, необходимо не только хорошо освоить свою профессию. Когда хирург делает операцию, — главное, чтобы он имел твердые знания, твердую руку, четкие движения, навык и так далее. Когда же мы с вами обращаемся к такому особенному феномену, как биолечение, психолечение или (я до сих пор не знаю, как это называть, но вы понимаете, о чем я говорю) нетрадиционным формам лечения, то здесь вступают во взаимодействие, в теснейший контакт, дух, внутренняя, духовная сущность пациента с духовностью лечащего человека. Таким образом. Здесь есть элемент и донорства духовно–душевного, есть и элемент какой–то глубокой внутренней связи, которая в этот момент или на какой–то период обязательно возникает между врачом и пациентом.