Радостная весть. Сборник лекций

— А, значит, в отношении Ахматовой — умерла она в Москве… Да, правильно, но хоронили–то её в Ленинграде. Поэтому отпевание там совершалось. Вот. Я имел в виду похороны.

— Как получается, что люди помнят свои предыдущие воплощения?

— Я думаю, что это есть влияние духовного контакта с умершими людьми, которые не нашли себе покоя, так сказать. Целый пласт таких душ окружает нашу Землю. И часто морочат людям голову, между прочим.

— Как молодой человек двадцати двух лет может считать выполненным свой долг? Он очень любил всё живое на Земле, но погиб очень рано, двадцати двух лет.

— Ну, об отдельной судьбе говорить трудно. Но кто знает, можно иногда выполнить свой долг и даже в детстве.

— Как разрешается антиномия между столь явно компиляционным характером Священного Писания и Ветхого Завета и догматом об его Боговдохновенности?

— Очень просто. Священное Писание является Богочеловеческим произведением. У него есть сердце, тайна, идущие непосредственно от духа Божия, — и плоть, которая создавалась людьми определённой эпохи, определённой культуры, определённого характера, и была у него такая же судьба, как и у других книг. Это не антиномии, а это диалектика единства Писания Богочеловеческого.

— Как вы относитесь к гипотезе принадлежности Откровения Иоанна к Ветхому Завету, о происхождении его ещё до Рождественского периода истории?

— Эта теория была выдвинута в начале нашего столетия… но против неё выдвинуто много аргументов; сегодня почти никто её не признает. Кроме того, надо сказать, что в той форме, в которой Откровение Иоанново существует сейчас, оно, безусловно, Новозаветное, и даже если автор использовал какие–то элементы древней книги, это не имеет значения.

— Может ли душа умершего оказать влияние на судьбу живущего?

— Наверно, да. Наверно, да.

— Каково ваше отношение к обществу «Радонеж? Не слишком ли оно консервативное?

— Не знаю. Вот, надо вам сказать, есть такой ресторан — «Радонеж», а общества такого я не знаю. Теперь так много обществ, что даже в «Московских новостях» поместили специальную статью, там всё не учтёшь.

— Не могли бы вы об основных отличиях православия и католицизма?

— Как раз сегодня рассказывал об этом. Взгляд и православной, и католической Церкви достаточно сходен на посмертие, и различия между ними в основном культурные, исторические, обрядовые. Есть и некоторые догматические различия. Но они возникли после, после разделения между Востоком и Западом. Когда произошло разделение в 1054 году, этих догматических различий не было в основном. И возникли они после тысячелетнего существования врозь.

Итак, мы с вами вот на наших четырёх встречах только коснулись этой глубокой темы, этой большой тайны. Но я хотел бы, чтобы вы задумались над краткостью и конечностью нашей жизни. Почувствовали, что это не мрачная мысль, а мысль о том, что жизнь ориентирована на Вечное. Мысль о том, что эта земная жизнь есть лишь момент бытия, лишь отрезок, лишь мост, по которому надо пройти. Но я бы не хотел, чтобы вы из этого сделали вывод, что жизнь земная не имеет значения. Всё, что мы делаем здесь, отдаётся в Вечности. И зло, и добро уходят вместе с нами. Поэтому надо помнить, насколько важно обогатить себя внутренне. Вот это и есть «блаженство нищих духом». Блаженство — потому что они получают богатство через тайну Божию, через Откровение, через Иисуса Христа и Его Благую Весть.

(Аплодисменты).

Спасибо. Спасибо. До свидания.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И ОККУЛЬТИЗМ

«Перевоплощение, оккультизм, христианство» — вторая лекция из цикла «Жизнь после жизни, прочитанная в ДК Серафимовича 9 февраля 90 г.

(фонограмма)