Радостная весть. Сборник лекций

— Важный и хороший вопрос. Там, где нет развития, там вообще нет жизни.

— Пишет человек, который увлекался долго буддизмом, всем. Я ещё раз вам скажу: я ничего не осуждаю. Я с величайшим уважением отношусь и к древним религиям Востока, и к поэзии священной, и к основателям этих движений, и к теософии, и ко всему прочему. Но то, что неприемлемо христианству, то неприемлемо. Здесь есть свобода.

— Какую бы школу катехизации для детей Вы могли бы порекомендовать?

— Вы знаете, мы только всё это начинаем, и прямо сейчас действительно довольно трудно ответить.

— Если душа отягощена грехом, не раскаялась перед смертью, есть ли надежда на усовершенствование будущей жизни после смерти? Или этой душе находиться потом в страшных муках?

— Если бы не было надежды, мы бы не молились за умерших. А ведь молимся и просим простить их грехи. Над каждым покойником я произношу вот эту разрешительную молитву, именно о его грехах, значит, там есть какое–то движение.

— Если рассматривать проблему так, как Вы, — значит, человек чужд Земле, только гость её.

— Нет. Вот когда мы будем с вами говорить в следующий раз о воскресении мёртвых… Как раз человек в индуизме, или особенно в буддизме, в оккультизме чужд Земле. Он — чисто духовное существо, которое… Неважно, оно может кочевать по телам, не разбирая. Христианство, как религия воплощения, признаёт ценность и Богоданность земной жизни.

— Расскажите, пожалуйста, о традициях Католической Церкви; существует ли у них пост и причастие?

— Пост у них очень небольшой, причастие существует во всех Церквах христианских.

— Как надо вести себя в храме неправославном? Как сторонний, тактичный наблюдатель?

— Да нет, конечно. Если это храм, то надо молиться, и всё. Спокойно. Если это христианский храм, почему нет? Другая традиция, ну и что же? Много традиций всегда было.

— Несколько слов о христианской позиции философа Лосева.

— Ну, во–первых, Лосев считал себя всегда православным христианином, но его подход был очень своеобразен. Он шёл через сложные такие пути, интерпретируя через античную мифологию Космос, воспринимаемый современным человеком. Я думаю, что в двух словах мировоззрение его, в общем, христианское мировоззрение, изложить было бы рискованно, бессмысленно.

— Чем негативна медитация не на образе Христа, а на Всевышнего?

— Потому что Христос есть живая икона Бога, он воплотился, чтобы мы могли видеть лицо Бога. А икона Всевышнего рискует стать идолом, потому и Библия запрещает нам иконы Бога–Отца.

— Недавно слышала сообщение одного священника о том, что через два года появится антихрист.

— Ну, тогда пускай он зайдёт к нам через два года, мы решим этот вопрос.

— Как следствие, в частности, Москва будет уничтожена, и вообще начнётся долгая и мучительная мусульмано–христианская война. Всё это он подтвердил ссылками на Святых Отцов. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Всё это апокалиптический бред, который уже многие столетия морочит головы людям. Войны христиано–мусульманские всегда были, мы боремся с этим, мы обращаемся к тем мусульманам, у которых сохранилось что–то миролюбивое. Недавно мы проводили, общество «Культурное возрождение» проводило дискуссию с муллой и христианским священником. Мулла говорил о том, что в исламе есть силы, которые противятся всем этим вакханалиям убийств и насилий. Не надо сваливать всё на ислам. Люди сами всё портят. Вот. А что касается антихриста, — да, он родился, но он уже и помер, и не раз, между прочим. В 53–м помер, в 45–м, Боже мой! Он очень много раз помирал и снова… Он будет рождаться постоянно. Говорит апостол Иоанн: «Уже сейчас много антихристов.» Это он в первом веке сказал; представляете, сколько за двадцать веков их народилось?

— Как руководство Русской Православной Церкви относится к легализации Греко–Католической Церкви на Западной Украине? Как Вы лично относитесь к решению Львовского Собора?