«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...Старайся деланием заповедей Божиих благоутождати Ему; но чтобы все оные были растворены смирением, а без смирения не могут воспользовать...

Любовь Божия - в исполнении заповедей Его

...Любовь Божия состоит в исполнении запове­дей Божиих, а не в том, как ты думаешь, — в восхи­щении ума; это совсем не твоей меры. Лучше, видев свою немощь, смиряйся и считай себя худшею всех, и отнюдь не надейся на себя... (VI, 79, 130).

Вы желаете любить одного сладчайшего Иисуса. Похвально ваше желание; но одно желание не доволь­но исполнить меру любви Божией: вера и дела дости­гают оной, верою должно принимать все попущаемые от Бога к искусу перемены в жизни и неприятности, что посылаются от Бога ко испытанию, а дела доказывают, что мы печемся о любви Божией, по неложному пречи­стых уст Его слову: любяй Меня, заповеди Моя соблю­дает, а не любяй Мя заповедей Моих не соблюдает (Ин. 14, 21, 24), и по апостольскому учению: вера без дел мертва (Иак. 2, 17), и дела без веры мертвы. Какие ж заповеди и дела должно исполнять? О сем всякому христианину должно испытать в св. Еванге­лии и научаться от пастырей Церкви: ибо мы в святом крещении даем обеты Христу исполнять все заповеди Его и отрицаемся сатаны и всей гордыни его и всего служения его (VI, 121,197).

«Награда бывает не деланию заповедей, но смирению»

Тебя смущает, видя в себе совершенное неис­полнение всех заповедей, и боишься, что вся жизнь пройдет только в намерении, какой же будет ко­нец? Прочти у св. Исаака Сирина в 34 Слове: «На­града бывает не деланию заповедей, но смирению, и когда сила первых оскудеет, то смирение, вместо их, приятно бывает». И еще предлагаю выпи­санное из книги Петра Дамаскина, чтобы не отчаи­ваться, но каяться и смиряться. Впрочем, это не должно нам быть поводом к нерадению и ослаблению, а к тому, чтобы не смущаться, а смиряться: при ис­правлении чего-либо не возвышаться, а при недостатках не упадать духом, но наблюдать средину; а когда Бог узрит в нас залог смирения, то и поможет в делании добрых дел; а пока оного нет, то самыми нашими поползновениями и немощами приобретаем смирение, и невольно видя свою худость и нищету (I, 252, 488-489).

Не ищите награды за исполнение заповедей Христовых

Вы, вкусивши, по милосердию Божию, сладость и утешение от молитвы и теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете виновницею сей потери себя и ваше нерадение, — это истинная прав­да. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение: не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда? И не дается вам оное к пользе вашей, чтобы вы не впали в прелесть. Вы живете посреди мира и суеты, не можете смириться; а сми­рение есть его хранилище. Старайтесь, во всяком случае, о исполнении заповедей Христовых и позна­вайте свою немощь; а познавши оную, смиритесь; но не ищите награды за исполнение заповедей, а счи­тайте себя должною исполнять оные, но недостойною награды. Ежели так себя будете устраивать, то не лишитесь милости Божией. Когда же будем без дела­ния заповедей на одну молитву надеяться, то нимало не предуспеем, в чем свидетельствует св. Макарий в книге Семи Слов (Слово 1, гл. 9, 13): «аще смиренно­мудрием, простодушием и благостию украшены не будем, образ молитвы ничто же нас воспользует... Понуждати себя непременно ко всякому делу бла­гому, и ко всем заповедям Господним; хотя бы, для пребывающего в сердце греха, и желания к творе­нию того не было; т. е. насилие делать себе к сми­рению пред всеми людьми, и вменяти себя худша и меньша всех; подобным образом: милостиву быти, благоуветливу, сострадательну, благу; елико воз­можно насильно себе к тому принуждая; и тако, что ныне с насилием и нехотящим творим сердцем, — приобыкнем потом ко всякому делу благому» (III, 4, 34-35).

Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: лю­бы, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воз­держание и прочее: ибо деланием заповедей является любовь Божия, по неложному Его словеси: любяй Мя заповеди Моя соблюдает (Ин. 14, 21). А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И ежели мы думаем исполнить одну только к Нему любовь соверше­нием правил и молитв, а о другой не печемся, относящей­ся к ближнему, то и той не совершаем; ибо они совокуплены между собою тесным союзом, одна без другой не может совершиться; по слову св. апостола Иоанна (1 Ин. 4, 20): аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть… И паки Сам Господь глаголет: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф. 7,21) (Ш, 1, 16-17).

Молитва должна быть сопряжена с хранением заповедей Божиих

В надсловии же на книгу преподобного Нила Сорского сказано: «постави от единыя страны заповеди Христовы, от другия же всегдашнюю молитву: еже оставите нам долги наша. Даждь же ми и пред­ложение истинное, еже не преступати и единыя за­поведи, сие есть, еже не похотствовати. не гневатнся, не осуждати, не клеветати, не лгати, праздная не глаголати. любити враги, добро творити ненавидящим, молитися за творящих напасть; таже уклонятися сла­столюбия, сребролюбия, блудных помыслов, печали, тщеславия и презорства, и просто всех грехов и по­мыслов злых. И с таковым предложением приступити к обучению умнаго делания, и внимай прилежно, колико еще на всяк день чрез твое предложение пре­ступили заповеди, и коликими грехами, страстьми же и злыми помыслы уязвишися». Место сие, во-первых, показывает, как умное делание должно быть сопря­жено с хранением заповедей Божиих... (II, 372).

Воля Божия - в заповедях Его

Спрашиваете, как делать все не по своей воле и как познавать и видеть волю Божию? Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны ста­раться исполнять при обращении с ближними; а в случае неисполнения и преступления приносить по­каяние. Наша же воля развращенна, и требуется всегдашнее понуждение к исполнению воли Божией, и помощи Его надобно просить (II, 119,182—183).

Не возбранительно уклоняться от того, что препятствует исполнению заповедей Божиих