«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Сердечно сожалею о тебе, что ты так сильно ос­корбилась о непредставлении тебя к монашеству в рясофор и что матушка игуменья забыла, что ты жи­вешь в монастыре. Что же тебя оскорбило? — твое самолюбие, честолюбие и гордость. Что же есть мо­нашество? — образ смирения, а не честолюбия. Ты обвинила людей, что обойдена, а Бога не имела в виду, что «не было на это Его воли и, видно, я еще сего недостойна», и когда бы смирилась, — то и понесла бы спокойно; ибо Бог смиренных утешает, а гордым противляется. Прочти у св. Исаака, когда мы виним ближних, а не себя в наших скорбях, то они нам тяжки бывают и продолжаются. Не скорби, — внешняя монахиня будешь; но надобно попещися о внутреннем монашестве — смирении (V, 323, 447—448).

Три степени монашества

Монашества три степени: рясофор, мантия и схи­ма; первый — новоначальных, второй — средних, а третий — совершенных (V, 383, 517).

Что значит монашество?

Что же значит монашество? Совершение христи­анства, состоящее в исполнениях заповедей Божиих, в них же и любовь к Богу заключается: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 23), — сказал Господь; и деланием заповедей человек очищается от страстей, достигает бесстрастия и восходит к духов­ному умозрению; и все это должно быть растворено смиренномудрием, потому что смиренномудрие все сети вражии сокрушает; при исполнении заповедей должно пройти и огнь искушений от людей и от врагов ; а без искушений мы не познаем себя и не можем смириться и получить духовный разум (V, 383,577).

Монашество - совершенное христианство. Схимничество - совершенное монашество

Вы, конечно, знаете, что монашество есть со­вершенство христианства, а долг христианский есть исполнение заповедей Христовых... (II, 122,190).

По желанию М. иметь понятие об образе жизни схимнической, — посылаю вам выписку из отеческих писаний, из коих увидите, что схимонах есть совершен­ное монашество, а монашество есть совершенное христианство. И не одно только внешнее делание требуется, но паче внутреннее. Первое по силе всякого должно проходить, а последнее непременно должно, как не требующее телесных сил, но душевных и бла­гого произволения (III, 44,121).

О принятии в монастырь юных

...Сколько мог я заметить, неполезно и опасно слишком юных принимать ; ибо они более подвергаются влиянию слабой стороны и, на­выкнув худому, не скоро могут прийти к истинному пути, так что ни к монастырю, ни к миру не бывают способны (II, 2,4).

Призвание в монашество - призвание Божие

Ф—а пусть побудет несколько на испытании, и когда будет твердо ее намерение, то, видно, есть и звание Божие, не надобно отревать (V, 43, 83).

Стремление твое к оставлению мира и вступле­нию в обитель иноков, конечно, есть призвание Бо­жие; тем паче, что оное постоянно в тебе возрастает; но все надобно делать с пожданием, рассмотрением и молитвою ко Господу, да поможет Он в благом твоем намерении исполнить оное... Отвержение себя всту­пающим в наше звание состоит в отвержении своего разума и своей воли и в терпении последующих за сим скорбей; надо к этому приготовиться и сообразо­ваться с своими силами, душевными и телесными... (I, 392, 681).

Призванные к монашескому житию не должны думать, что достойны его