«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как принять скорби, чтобы они послужили нам во спасение

Надобно себя приуготовлять к благодушному при­нятию скорбей. Первое: твердо веровать, что без воли Божией никто не может нам не только причинить скорби, но ниже слова неприятного или презрительно­го сказать; и все это посылается нам на пользу, или к искусу веры нашей и показанию нам нашей нравствен­ности, или к наказанию за грехи, — и почему бы ни было, но все спасительно. Второе: иметь себя пред­варительно прах и пепел и худшу всех, тогда, пришед­шей скорби, удобнее тяготу сию понесем, а ежели смутимся и не претерпим, познаем свою немощь, уко­им себя и поскорбим не за то, что укорены или досаждены, но за то, что не претерпели. Третье: читай книги святых отцов о сей материи: св. Лествичника, св. Дорофея, св. Исаака, Слова — 20, 34—37, 46, 51, и прочих отцов в «Добротолюбии» находящиеся учения; памятуй страдания Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, оставившего нам образ, да последуем стопам Его, иже укоряем противу не укоряше (1 Пет. 2, 23). От сего возбудится душа к мужеству и бла­годарению и находящих терпению (V, 409,554—555).

О скорбях внешних и внутренних

Милосердый Господь не вдруг посылает нам скорби, но по мере и надобности нашего устроения; скорби же бывают различны, внешние и внутренние; и то скорбь, что ты чувствовала на празднике — тя­гость внутреннюю; и даже самые наши страсти, стужающие нам, суть скорби хотящим спастись. И все это одним словом св. Апостолы выразили нам: многи­ми скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), и что хотящие благочестно жити, гоними будут (2 Тим. 3, 12)... Когда усмот­ришь в окружающих тебя какие-нибудь немощи или что наводят друг другу скорби своими словами, пере­говорами, или, просто сказать, сплетни, не дивись сему и не укоряй их; это все бывает попущением Божиим для хотящих спастись, чтобы познавали свою немощь, когда не переносят, и смирялись бы; а перенося, получают исправление своей нравственности, — сми­рение же, вменяя себя достойных быти таковых поречений; а и они, в свою очередь, получают подобное очищение (III, 95, 202—203).

В мрачные минуты надобно иметь самоукорение и смирение, считая себя того достойными и подавшими к сему повод нашею гордостью... Когда нет внешних крестов, то надобно же иметь внутренний (III, 129, 250—251).

Да кто ж без скорбей? А когда думаем бесскорбною жизнию достигнуть спасения, то ошибемся; уда­ляя от себя все внешние скорби, обрящем внутренние, лютейшие оных, потому что, не очистив себя терпени­ем скорбей, «деланием досады креста», возмечтали бы иметь «славу креста», как пишет св. Исаак Сирин во 2 Слове (V, 176,277).

В конце письма твоего пишешь ты, что бывает с тобою ужасная внутренняя досада, скука, что даже от стеснения закричала бы, — сие бывает без всяких видимых причин. На сие скажу тебе: жизнь наша долж­на быть скорбная, а не отрадная: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12)... Когда мы не переносим внешних скорбей, т. е. уничи­жений, досад, укоризн, злоречий, пренебрежений и прочее, кои очищают и исцеляют наши душевные страсти, — тогда посылает Бог нам внутренний духов­ный крест: мрак, темнота, досада, рвение и прочее, о коих ты воспоминаешь (V, 363, 490).

Не имея скорбей, во многие страсти впадаем

Скорби нельзя не иметь, ибо в бесскорбной жизни мы себя забудем и в многоразличные страсти впадем. Апостол святой пишет: во всем скорбяще, но не стужающе си (2 Кор. 4, 8), т. е. не малодушествовать, не роптать, а надобно еще благодарить Бога, что посыла­ет оные; ибо без Его мановения ни едина скорбь не может приключиться. Как же ты научишься терпе­нию, когда не будешь иметь никакой скорби? Скорби же посылает Господь от любви... Отвергающий скор­би отвергается своего спасения (III, 23, 79).

...Ничтоже от скорбных не может приключиться нам без попущения Божия, а где есть Его воля, то все ко благу нашему устрояется... Мы сами себя ни к чему не понудим к скорбному, а все хочется пожить поот­раднее, поспокойнее, а от сего собор страстей входит в убогую нашу душу и разбойничьим образом расхи­щает все ее сокровища. А когда посетит нас Господь скорбями, то невольно сердце смиряется и страсти отбегают... (IV, 78,194).

...Если бы не было скорбей и болезней, то страсти всякого рода сильнее бы нас мучили и отводили бы в греховный плен (IV, 83, 213).

...Бог, любящий вас и хотящий вам спастись, не­сравненно более жалеет вас и может избавить от всех скорбей ваших; но, видно, находит, по любви же Его к вам, что надобно пройти вам огнь скорбей к очищению страстного терния. А если бы не было скорбей, то терние глубже бы пустило корни в землю сердца вашего и труднее бы было вынимать оное (IV, 86, 224).

...Пишете, что скорби вас посещают; но вы знаете, как оные необходимы на пути нашем; и когда, как и какие послать, распорядитель есть Бог, ведаяй и потребу оных для нас, и силу нашу. А отнять скорби, — зародится в сердцах наших ил страстей и произойдут действия греховных чудовищ; пока не смиримся, тре­буем огня скорбей, да попалит и искоренит из земли сердца нашего терние страстей (IV, 89, 231).

Скорби сглаживаются духовными утешениями, посылаемыми по мере нашего смирения