«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Не имея скорбей, во многие страсти впадаем

Скорби нельзя не иметь, ибо в бесскорбной жизни мы себя забудем и в многоразличные страсти впадем. Апостол святой пишет: во всем скорбяще, но не стужающе си (2 Кор. 4, 8), т. е. не малодушествовать, не роптать, а надобно еще благодарить Бога, что посыла­ет оные; ибо без Его мановения ни едина скорбь не может приключиться. Как же ты научишься терпе­нию, когда не будешь иметь никакой скорби? Скорби же посылает Господь от любви... Отвергающий скор­би отвергается своего спасения (III, 23, 79).

...Ничтоже от скорбных не может приключиться нам без попущения Божия, а где есть Его воля, то все ко благу нашему устрояется... Мы сами себя ни к чему не понудим к скорбному, а все хочется пожить поот­раднее, поспокойнее, а от сего собор страстей входит в убогую нашу душу и разбойничьим образом расхи­щает все ее сокровища. А когда посетит нас Господь скорбями, то невольно сердце смиряется и страсти отбегают... (IV, 78,194).

...Если бы не было скорбей и болезней, то страсти всякого рода сильнее бы нас мучили и отводили бы в греховный плен (IV, 83, 213).

...Бог, любящий вас и хотящий вам спастись, не­сравненно более жалеет вас и может избавить от всех скорбей ваших; но, видно, находит, по любви же Его к вам, что надобно пройти вам огнь скорбей к очищению страстного терния. А если бы не было скорбей, то терние глубже бы пустило корни в землю сердца вашего и труднее бы было вынимать оное (IV, 86, 224).

...Пишете, что скорби вас посещают; но вы знаете, как оные необходимы на пути нашем; и когда, как и какие послать, распорядитель есть Бог, ведаяй и потребу оных для нас, и силу нашу. А отнять скорби, — зародится в сердцах наших ил страстей и произойдут действия греховных чудовищ; пока не смиримся, тре­буем огня скорбей, да попалит и искоренит из земли сердца нашего терние страстей (IV, 89, 231).

Скорби сглаживаются духовными утешениями, посылаемыми по мере нашего смирения

Описываешь радости свои и скорби; и что первая минутно вас осияла, а последняя постоянно пребыва­ет в жилище вашем. Не сетуй о сем, а паче радуйся, Господь любит вас, посещая оными... Будучи посеща­емы скорбьми, мы должны быть уверены, что стоим на пути, ведущем в Царство Небесное... Но как бы ни были велики здешние скорби, а и утешения еще здешние, хотя и краткие, не сравняешь с оными. Всегдашнего же утешения мы не можем понести здесь без уклоне­ния в гордость или в страсти. Когда же смирение воцарится во всех наших чувствах, уме и сердце, тогда и утешение не повредит, и скорби будут сладки (III, 206,347—348).

Ты, М. М., жалуешься на грусть свою и томность; как же ты, принимая от милости Божией иногда, да и нередко, утешения духовные, не принимаешь лишения оных с благодарением; ты знаешь, что не полезно всегда иметь утешения, можешь прийти в тщеславие и гордость; должны и в скорбном устроении усматри­вать к нам любовь Божию, и сами показывать к Нему любовь в скорбях — смирением, терпением и благода­рением. Аще благая от Господа прияхом, злых ли не стерпим? — говорит Иов (Иов 2, 10). Прочтите у св. Иоанна Карпафийского главы 70 и 71, у св. Иса ака Сирина в 78 Слове: «егда обрящеши мир неизменен, тогда убойся» и прочее... (IV, 86, 222).

...Мы пошли искать спасения души, возложились на Бога, предадим себя Ему и отеческому Его о нас Промыслу; Он знает, что нам на пользу, кому послать какой крест к испытанию и к преуспеянию нашему и кому когда послать утешение. Одно только утеше­ние, приятность спокойной жизни не могут принести пользы, это будет пространный путь, вводящий в па­губу, а тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный... Когда начальный путь был скорбный, то дальше, верно, оный будет отраднее; хотя и невоз­можно совершенно сойти со скорбного пути, — это было бы безумие (III, 220, 366).

Ты чувствовала в душе и в теле отраду, и ду­маешь, ежели бы всегда так было, то меньше бы и грешила и не была бы в тягость себе и другим: в этом ты ошибаешься. Когда бы всегда были мы в таком настроении, то не могли бы оное и ценить, и никакой бы душевной пользы не получила. Кто прошел жизнь свою без скорбей душевных и телесных? Святой царь и пророк Давид говорит: по множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93, 19). Много найдешь в учениях отеческих, что скорби и утешения попеременно посещают нас, по мере нашего устроения и по усмотрению Промысла Божия, пекущегося о спасении нашем; прочти у Петра Дамаскина 9 Слово во 2 книге, что нужны скорби... У Исаака Сирина в 31 Слове, как старец не обретал покоя двадцать пять лет, а после уже получил мир. Так и мы должны смотреть на свое устроение и в душевных скорбях не считать себя забытыми у Бога, но паче видеть в сем любовь Его к нам (III, 250, 424).

Когда ты приступила к Пречистым Тайнам Хрис­товым, чувствовала большое утешение, то я и ожидал, что должно быть скорбное какое-нибудь посещение, чтобы огнем страдания пожжено было терние высокоумия, могущее последовать за утешением; даже и в малых вещах это бывает: «егда помолишися, якоже подобает, ожидай, яже не подобает», — пишет св. Нил, т. е. после духовных утешений бывают или болезни, или скорби, или другого рода смущения (III, 256, 442).

..Мы проискиваем все душевного утешения, ко­торое вам Господь и посылает по Своему милосердию, как ты пишешь, М.; но в отьятии оного и в послании духовного креста являешься малодушна, — после же опять воссияет свет утешения. Невозможно пребыть всегда в одном только утешении. Мы видим, что и радость радостей, Господь наш Иисус Христос во время имел посещение скорби, не по Божеству, а по человечеству, когда сказал: прискорбна есть душа моя до смерти (Мф. 26, 38). Конечно, причиною были всего мира наши грехи, которые Он принял на Себя, и правда Небесного Отца карала Его за нас, грешных; какова была и есть любовь Его к нам, грешным? А по внешнему что Он терпел нашего ради спасения? Даже и кровь Свою пречистую излиял за нас, дабы омыть грехи наши. А мы, когда и несем что, то за свои грехи, посылаемое от Бога, тягость, скорбь или болезнь какую, и к смирению нашему (IV, 33, 67).

Утешениям или предыдут, или последуют скорби; 21-е и 24-е ты была в утешении, а 25-е мрак; да не превознесешися. Святой Тихон Задонский, как видно из жития его списанного, когда бывал в утеше­нии духовном, то взывал ко Господу: Господь воцарися, в лепоту облечеся (Пс. 92, 1) и прочее; а когда посещал его мрак, то говорил: благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118, 71); вот какой великий муж испыты­вал на себе изменения. Благодарите Господа, что и вы стоите на пути, хожденном от святых... (IV, 43, 92).