Fundamentals of Orthodox Education

Более подробное житие преподобного Григория Молчаливого, на основании скудных исторических данных, написано Арх. Иустином Поповичем, Жития за декабрь (7), стр. 251–260. Основная литература о нем — Дж. Сп. Радойчич, «Григорий из Горняка», исторический журнал 3 (1952), стр. 85–106. Леонтий Павлович «Культы лиц у сербов и македонцев», стр. 195–198. Дж. Радойчич «Литературные приозведения и события в средневековой Сербии», стр. 212.

Было две грамоты монастырю Горняк — князя Лазара и Патриарха Спиридона в 1380 году, сохранившиеся в поздних рукописях, но идентичные по содержанию. Ср. В. Мошин, «Самодержавный Стефан и князь Лазар».., О князе Лазаре (сборник), стр. 24.

Ср. Л.Павлович «Культы лиц», стр. 195–196. Во времена Деспота Стефана упоминается некий Григорий, который переписывал книгу Зонар, получив ее от хиландарского игумена Тимотея (Пятикнижие, Иисус Навин, кн. Судей, кн. Царств и Дневник). Идет ли речь об этом же или каком–то другом Григории не ясно. О переносе мощей в монастырь Григориат (1977) см. в святогорском журнале № 3, стр. 75–80.

Существовал еще один Григорий, который отождествляется с Григорием Молчаливым — преподобный Григорий Куманицкий. Обычно он прославлялся в один день с Григорием Горняцким (7 декабря), совпадает и год их кончины (1406). Существует предание, что он был из династии Неманичей. Л Павлович предполагает, что он мог бы быть ктитором монастыря Григориата, мощи его монахи сербы, во время великого пожара 1761 года, вместе с подписанной им биографией (от 1405г.), перенесли в монастырь Куманица на Лиме (Народная энциклопедия 1, 520).

Литература о преподобном Сысое Синаите — Л. Павлович «Культы лиц у сербов и македонцев», стр. 200, Вл. Петкович «Обзор памятников», стр. 297, Б.Вулович «Участие Хиландара и сербской традиции в формировании моравского стиля», стр. 172. Г. Бабич «Общественное положение ктиторов в Деспотовине», стр. 144.

Ч. Марьянович приводит сведения о том, что великий русский князь, во время приезда старца Яничия в Россию с просьбой о милостыне, определил (1509 г) — “ Кучайне, обители Спасова Преображения, где почивают мощи преподобного Сысоя, даруется игумену Феофану, 40 соболей и 300 белых белок…» Сисевац или Сисоевац, во время правления Арсения III упоминается как Раваницкая метохия, во время Переселения (1690) как и Раваница, пришел в запустение, но видимо позже был восстановлен. Недалеко от Сисоевца, на Црнице–речке, на расстоянии 9–10 км, находятся развалины еще шести церквей, и здесь была своеобразная Святая Гора. Ср. Ч.Марьянович, цит.соч., стр. 123–126, 127, 129.

О Зосиме Синаите смотрите — Вестник СУД, кн. ;,Белград, 1852, стр.195, кн. XX, стр.60. Старинар 4,Белград 1889. Д.Митошевич «Монастырь Туман в Голубце»,Смедерево, 1975. Л.Павлович цит.соч.,200. В. Маркович «Православное монашество», стр. 133, М.Дж. Миличевич»Литературная Сербия»II,1035.