Articles & Speeches

Огромный опыт для православия — это опыт существования православия в изгнании. Это православие, не зависимое от власти: власть его не гнала, власть его не давила, власть его не использовала, как это было в советские времена, власть его не пыталась использовать и возвысить, как это часто происходит сейчас, — оно развивалось абсолютно независимо, и в нем нота фанатизма отсутствует начисто.

Я подчеркиваю, завершая, что религиозность, свободная от опеки власти, как правило, не может быть фанатичной. Это еще один существенный компонент. Фанатизм, вырастая в какой‑то темной массе непросвещенного населения, всегда опирается на поддержку силы.

http://www. tolerance. ru/p‑master‑spisok. shtml

Богослужение Великого поста

Цикл лекций о латинской богослужебной поэзии

лекция вторая – 2 апреля 2004 г., Московская консерватория

Коллеги, мы говорили в прошлый раз, две недели назад, главным образом, о последовательности частей в латинской мессе и о том, что представляет собой месса в действии. А сегодня мне хочется поговорить о богослужении Великого поста. Причём, я думал, что успею сначала сказать о богослужениях поста и пасхального времени, но оказалось, что для этого материала слишком много, даже если не останавливаться на каких‑то проблемах подробно, а только их обозначать. Поэтому, наверно, ограничимся сегодня только тем, что представляют собой богослужения времени, которое называется Quaresimo, или Великий пост; Quaresimo от того, что он длится сорок дней.

А вообще в латинской богослужебной традиции есть два периода литургического времени: один начинается за сорок дней до Рождества – это пост Рождества, или Адвент, затем Рождество, Эпифания, и шесть недель после Эпифании, как правило, на одну из недель после Эпифании падает начало следующего богослужебного цикла – Великий пост, пасхальное время и Пятидесятница. Сорок дней Великого поста плюс ещё пятьдесят дней Пасхи и Пятидесятница. А затем начинаются так называемые рядовые воскресные дни, которых уже по числу там двадцать с лишним; они доходят до начала следующего Адвента, до начала следующего Рождественского поста. Вот так устроен календарь. Поэтому мессы, которые писались в разное время, очень часто относятся к определённому воскресному дню или празднику. Это касается и других богослужебных текстов.

Quaresimo начинается даже, собственно, за 47 дней до Пасхи, потому что 40 дней Великого поста плюс Страстная неделя, или hebdomas major, как она по латыни называется. По–русски это Великая седмица, по–латыни это Б? льшая неделя, или Святая неделя. Так вот, это будет 47 дней. Ещё три недели прибавляются приготовительных к Великому посту: они называются тремя неделями Septuagesimo, потому что они начинаются (первый воскресный день перед Великим постом) за 70 дней до Пасхи. Вот в это время откладываются обычные зелёные облачения и духовенство – священники и министранты, которые помогают при богослужении, облачаются в фиолетовое. С этого времени отменяется Аллилуйя, и поэтому перед чтением Евангелия во время Мессы, после градуала, вместо Аллилуйя, выводится так называемый Трактус. Это тоже, как правило, два стиха из псалмов или из псалмов и какого‑нибудь пророка, но уже без Аллилуйя и с несколько другим распевом. Отменяется в начале мессы и песнь Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу).

Итак, три самых заметных момента того, что приближается Великий пост, – это фиолетовые облачения, это отмена Аллилуйя, отмена песни Gloria in exselsis Deo и практически полная отмена органа, орган на это время замолкает. За 47 дней до Пасхи начинается Quaresimo, Великий пост, причём, если на Востоке и, таким образом, в православной церкви Великий пост связан с тем, что отменяется ежедневная Литургия и служится Литургия полная только по субботам и воскресеньям, то на Западе, наоборот, Великий пост – это ежедневная Литургия.

Великий пост начинается не с вечера воскресного дня, как в православной традиции, а через два дня – со среды и, таким образом, насчитывает ровно сорок дней до начала Страстной недели. Среда, которая называется пепельной, – это первая среда Великого поста, или cenere – по–итальянски, это среда, которая наступает сразу после завершения карнавала. Значит, Великому посту предшествует карнавал, последняя неделя перед постом – как раз это карнавальная неделя, когда всё так шумно и так необычно.

Наверно, лучше всего карнавал описан у Гофмана в «Принцессе Брамбилле» и у Диккенса в его «Заметках об Италии», в главах, посвящённых Риму, – карнавал, который проходит по узкой улицей Корсо, которая тянется от Пьяцца дэль Пополо до Пьяцца Венециа в центре Рима. Вот он выливается на римские улицы, все в масках, все шумят, все поют и танцуют. Карнавал заканчивается вторником, который носит названия жирного, mardi gras по–французски. Вот это последний день, когда пьют, едят и веселятся. На следующий день надо вспомнить о том, что все мы – пепел, или прах, и в прах возвратимся. Перед началом мессы Пепельной среды священник берёт пепел от сожжённых веточек пальмы или оливы и посыпает им и свою голову, и головы всех молящихся.

Как в Библии, в Книге пророка Ионы, описано, как постились ниневитяне, посыпав головы пеплом, так же призывается церковью каждый к такому посту. Вот со словамиmemento, homo, quia pulvis es, – помни, человек, что ты пепел, et in pulverem reverteris – и возвратишься в пепел, или в прах возвратишься, – с этими словами глава каждого посыпается пеплом, и ключевым словом богослужения в пепельную среду, и касается это самого чина посыпания главы пеплом и мессы, будет слово miserere – повелительное наклонение от глагола миловать – misereоr: помилуй меня, как в 50–м псалме: miserere mei Deus secundum magnum misericordiam tuam. Так вот miserere mei Deus; скажем, звучит 56–й псалом – его стихи в большинстве песнопений этого дня. Значит, всё призывает к покаянию. Хотя надо сказать, что покаянная нота вносит в недели Великого поста совершенно особый характер на Западе, который, в общем, почти не чувствуется на Востоке.