Articles & Speeches

тисемитизм, который при советской власти был фактически элементом офи-

циальной идеологии, сегодня за пределами Церкви процветает почти исклю-

чительно внутри маргинальных политических организаций, но в церковной

среде он достаточно широко распространен. «Жидо–масоны» обвиняются не

только в том, что они оклеветали Распутина, но буквально во всем. Об анти-

семитской политике царского правительства говорится с сочувствием. «Чер-

та оседлости, установленная русскими царями для евреев, — пишет один из

идеологов новой “русской” идеи Олег Платонов, автор ряда книг о русском

масонстве, в своей книге “Русская цивилизация”, вышедшей в свет в 1995 г. с

подзаголовком “учебное пособие для формирования русского национального

сознания”, — конечно, обозляла их, но по сути она носила не дискриминаци-

онный, а национально охранительный характер». По Платонову царское пра-

вительство «не ставило своей целью ущемлять права евреев, а защищало

права абсолютного большинства простого русского крестьянства», ибо, —

продолжает автор «учебного пособия», — «еврейство стало одной из самых

активных сил по разрушению ценностей русской цивилизации». При этом

Платонов постоянно ссылается на Л. П. Карсавина, оо. С. Булгакова и

Г. Флоровского, академиков В. Н. Лазарева и даже Д. С. Лихачева, что придает его книге внешне респектабельный вид.

Другой «православный» полемист В. Осипов (однофамилец заслуженного профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова, не имеющий с А. И. ничего общего) говорит о том, что «простые миряне жалуются, что им тяжело идти на исповедь к иерею–иудею. Другая психология, другой, как теперь говорят, менталитет. По этой причине немало хороших русских людей уходит в язычество, покидает Церковь». В мае 1995 г. на одном из съездов Союза «Христианское возрождение», который Осипов возглавляет, он поставил вопрос о «растущей опасности захвата нашего церковного корабля иудеями». Этот тезис Осипова повторяет и Платонов, указывающий своему читателю на то, что «довольно много евреев есть среди преподавателей Духовных семинарий и Академий в непосредственном окружении Синода.

Иереи из иудеев чаще всего отрицают историческое, то есть каноническое Православие, обозначая его ярлыком “черносотенства”».

В речи на съезде Союза «Христианское возрождение» В. Осипов выдвинул следующий тезис: «В Православии — душа Русского народа. Поэтому проникновение заведомо противоканонической струи в Вероучение — это вползание в самую душу нации. Не имея ничего против некоторых отдельных, истово преданных Православию иереев еврейского происхождения, полностью перешедших в стан Святой Руси, мы вместе с тем не можем не проявить беспокойства в отношении массы чуждых Святой Руси иереев».

Нельзя не заметить, что тезис о «вползании в душу нации» евреев уже прямо напоминает тексты из «Майн кампф». Как и указание В. Осипова на то, что священник–еврей не может исповедывать русского: «другая психология — другой менталитет».

Этого мало. В Москве и Петербурге, почему‑то по благословению недавно умершего Пермского архиепископа Афанасия (Кудюка), казалось бы, достойного и умеренных взглядов человека, была многократно переиздана (последний тираж 7 500 экз.) и продается во многих православных храмах