Articles & Speeches
жизнь политику национального, духовного и культурного изоляционизма.
Именно по этой причине интересы части православных фундаменталистов и
коммунистических лидеров на сегодняшний день совпадают.
Одновременно с этим усиливаются и охранительные тенденции в плане
сохранения ритуала, богослужебного славянского языка, а также церковных,
а зачастую и просто народных, в том числе, и языческих обычаев. Цитиро-
ванный выше О. Платонов говорит даже о плодотворном синтезе русского
православия и славянского язычества. «На Руси, — пишет Платонов, — пра-
вославное христианство стало добротолюбием, вобрав в себя все прежние
народные взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро». Инте-
ресно, что Платонов не имеет понятия о том, что слово «добротолюбие»
(греч. «филокалия») не имеет никакого отношения к славянскому язычеству
и является всего лишь названием греческого сборника аскетических текстов
IV‑XVIII вв., переведенного на славянский язык Паисием Величковским, а
на русский — Феофаном Затворником. На первый план не только у Платоно-
ва, но и у огромного числа других современных авторов выдвигается идея
верности традициям прошлого, однако опять‑таки достаточно недалекого: в
плане ритуала и языка, главным образом, XVII века, а в смысле обыденного
благочестия, обычаев и быта — XIX–го. Православие начинает восприни-
маться именно как русское православие, как вера славянских народов, а цер-
ковнославянский язык как непременное условия исповедания.
Достаточно сильны среди православных людей в России сегодня эсхато-
логические настроения. При этом ожидание конца света имеет почти всегда
политический привкус (как это было у русских старообрядцев в начале во-
семнадцатого века). Эсхатологические ожидания сегодня сочетаются с не-
приятием демократических реформ и той открытости по отношению к Евро-
пе, которая сегодня утверждается в России. Признак приближающегося конца
света эти люди видят в том, что Россия перестала быть великой державой и ут-