Articles & Speeches
православия и славянского язычества. «На Руси, — пишет Платонов, — пра-
вославное христианство стало добротолюбием, вобрав в себя все прежние
народные взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро». Инте-
ресно, что Платонов не имеет понятия о том, что слово «добротолюбие»
(греч. «филокалия») не имеет никакого отношения к славянскому язычеству
и является всего лишь названием греческого сборника аскетических текстов
IV‑XVIII вв., переведенного на славянский язык Паисием Величковским, а
на русский — Феофаном Затворником. На первый план не только у Платоно-
ва, но и у огромного числа других современных авторов выдвигается идея
верности традициям прошлого, однако опять‑таки достаточно недалекого: в
плане ритуала и языка, главным образом, XVII века, а в смысле обыденного
благочестия, обычаев и быта — XIX–го. Православие начинает восприни-
маться именно как русское православие, как вера славянских народов, а цер-
ковнославянский язык как непременное условия исповедания.
Достаточно сильны среди православных людей в России сегодня эсхато-
логические настроения. При этом ожидание конца света имеет почти всегда
политический привкус (как это было у русских старообрядцев в начале во-
семнадцатого века). Эсхатологические ожидания сегодня сочетаются с не-
приятием демократических реформ и той открытости по отношению к Евро-
пе, которая сегодня утверждается в России. Признак приближающегося конца
света эти люди видят в том, что Россия перестала быть великой державой и ут-
ратила контроль над бывшими социалистическими странами, а НАТО усилило
свои позиции в Восточной Европе.
Характерный и для охранительной тенденции XIX века антисемитизм
накладывается на неприятие современного «западничества», которое в духе
«антисионистской» литературы 60–х — 80–х гг. (Иванова, Евсеева, Бегуна и
проч.) отождествляется с осуществлением всемирного еврейского заговора
и проч. В целом происходит следующее. Отрицая на словах коммунистиче-
скую идеологию, «околоправославное» сознание берет на вооружение боль-
шинство из идеологических мифологем брежневской эпохи и при этом проти-
вопоставляет «плохим» (закрывавшим церкви и боровшимся с православием)
Ленину и Хрущеву «хорошего» Сталина, открывшего в конце войны церкви и
начавшего борьбу с космополитизмом, вернувшего стране патриотические
ценности и так далее.