Articles and lectures

Другая установка - религи­озная, котораяне толькоимеет историю всечеловеческую, но ко­торая находит в своем сознании огромнейший внутренний, ко­лоссальный энергетический комплекс. Установка, которой при­держиваются все, люди всех уровней - от людей самых нео­бразованных, до людей-творцов, передовых людей науки. Это мыслители и ученые, философы и поэты, крестьяне и рабочие - да не важно, кто! Да при чем тут... будем мы перечислять эти социальные категории... Дело не в этом. Человек не может прими­риться с мыслью, чтоменя не будет!

Откуда вообще такая мысль? Вот странно-то! А поче­му это не будет?

Дело в том, что подчас мы к религии относимся как к однойизтеорий. Если выражаться научным языком - как к одному из каких-то элементарных верований. На самом деле ситуация бо­лее серьёзна. Я, человек, живу один раз,и мненадо решить воп­рос величайшей важности: дей­ствительно ли всё кончается со смертью моего тела! Или только начинается со смертью моего тела?

Я ДУМАЮ, что гусеница, которая ползает по земле, если б она могла думать немножко, она бы решила: ну что ж, вот и всё, доползала дни, как и все. Всё кончится. А потом вдруг с недоумением через ка­кой-то период вдруг замечает: что с ней было? Она умирает, Как умирает? Поразительным обра­зом умирает. Закукливается. Гроб-то какой интересный! Закукливается. Потом эта куколка существует - опять, некоторое время -и изнеё выпархивает вдруг необыкновенный «махаон». Это хороший образ, прямо от­носящийся к человеку, каждой личности. Да, да, человек именно таков. Ведь в науке достаточно... На чём живёт наука? На фактах, на экспериментах. Подтверждается теория фактами - верна, не подтверждается - отложим её. Пусть в гипотезах походит.

Религия имеет потрясаю­щее количество фактов, подтвер­ждающих наличиеинойжизни,иногомира,инойреальности. Да и подумайте, начёмзиждется атеизм. Верит человек. Атеизм - что такое? Вера в то, (что?) -что человека ожидает вечная смерть. Бога - нет. Души - нет. Ах, какая изумительная вера! Верь, человек, тебя ожида­ет вечная смерть! Это потрясающее что-то!

Что говорит христианство? Верь, человек! Ибо тебя ожида­ет Вечная Жизнь!

Со смертью тела начинает­ся вечная жизнь. Подлинная жизнь, реальная жизнь. Она ещё не совсем реальна. Реальная жизнь будет тогда, когда человек опять станет человеком. Ибо человек - это душа и тело, а не одна душа.

Две мировоззренческие сентенции, установки присут­ствуют в нашем современном мире. Вопрос сводится к чему? К очень простым вещам. И каждая изних, если проводить достаточ­но логично в жизнь, требует соответствующих результатов. Если живу один раз - сами пони­маете, чтоизэтого следует. Раз­ные вещи могут следовать. Не хочу расписывать, извините. Но если эта моя жизнь определяет всю вечность - всё моё буду­щее! как экзамен своего рода - я отношусь совершенно иначе к своейжизни. Какая колоссаль­ная ответственность налагается тогда на меня, я понимаю!

Я понимаю, зачем вомнеживёт совесть, откуда у меня чувство правды, почему человек часто готов расстаться со всем, что он имеет, не только с имуще­ством! готов жизнь свою отдать - за что? За правду. Простите, ка­кую правду? Что это такое?

Глубоко в человеке живёт чувство истины, чувство совести, чувство справедливости. И дей­ствительно, воимяэтого он готов пожертвовать даже жизнью. О чём это говорит? О том, что в че­ловеке помимо биологического начала есть другое начало, неве­домое низшему миру, миру жи­вотному. И это начало не есть ре­зультат какого-то там эволюци­онного развития. Для нормально­го существования в условиях этой жизни... и совесть - совесть! - страшная помеха! Мы прекрас­но знаем: бессовестному легче жить (говорим мы). Правда, что снимбудет дальше, вопрос другой. Откуда это возникло?

Неслучайно, когда Ольвис написал Дарвину в ответ на его «Происхождение видов...» один вопрос: «А зачем человеку пона­добился мозг философа?» Ведь обезьяна великолепно приспособлена к жизни, не правда ли? Зачем это эволюция дальше по­шла? Зачем? Приспособляемость кончилась. Человек гораздо ме­нее даже приспособлен, если хо­тите. Он не может перенести под­час тех условий, которые перено­сит животный мир. Зачем? Вы знаете ответ Дарвина? Он прочитал это письмо, напи­сал - «Нет!» И больше ничего.

Нет ответа, конечно, на этот вопрос. С точки зрения «Происхождения видов...» Совер­шенно ясно: ситуация совершенно другого рода.

ИТАК, человек и первый, и последний. И первые люди, и нынешние люди, и последние люди стоят перед аль­тернативой: какой же, действи­тельно, смыслжизнинаиболее отвечает моей человеческой при­роде, моему сознанию, моей жиз­ни? Что более отвечает?

Я не хочу сейчас занимать­ся апологетикой и приводить миллионвсякихаргументов. Я хочу сказать, что мы стоим перед очень глубоко практической за­дачей. Не о философии я хочу рассуждать. Это интереснейшая тема, но в другой раз.