Articles and lectures

Когда-то мы, люди, увери­лись, что, оказывается, можно достичь прогресса, расцвета жизни и создания Царства Божия на земле помимо морали, помимо духовных ценностей, - мы допустили колоссальную ошибку. Обратите внимание: учёный мир, наука не сомнева­ются в следующем утверждении: что можно всё более глубо­ко, более тонко и более совершен­но, то есть более правильно, постигать окружающий мир, неза­висимо от того, кем я представ­ляю себя (я - человек учёный) в нравственном и духовном отно­шении. То есть, моя познаватель­ная деятельность нисколько не связана с моим духовным состо­янием. То же самое утверждает философия.

ЧТО утверждает Христи­анство? Нет Истины там, - говорит оно, - где нет Любви. Вы слышите? Дважды два - это не истина. Это просто ос­новное тождество. И всё. И нет Истины там, где нет Любви! И по­этому сам познавательный про­цесс, идущий помимо духовного совершенствования человека, обязательно приводит к заблуж­дению, к ошибкам. Более того, чем более интенсивен этот позна­вательный процесс вне чистоты духовной, тем к более серьёзным процессам он приводит. Совре­менное состояние мира как раз об этом и свидетельствует. Мы при­шли к настолько серьёзным ве­щам, что просто страшно.

Я помню, однажды в Ат­ланте, в Америке, была между­народная конференция, куда со­звали очень много звёзд, лауре­атов Нобелевской премии в са­мых разных областях. И пригла­сили группу богословов. Там я был. Мне было очень интересно послушать. Выступали люди по разным направлениям науки. И любопытно было вот что. Очень многие изних, если не большинство, заканчивали своё выступ­ление примерно такой мыслью:

мы не знаем, что делать сейчас, да, ситуация отчаянная - эколо­гический кризис, истощение ресурсов, перенаселенность... что нам скажут богословы?

Мы сидим и улыбаемся: ничего себе! Довели, а теперь - что скажут богословы! Вот в та­ком духе мы и отвечали: они дав­но говорят, что для того чтобы было на земле хорошо - безобра­зием является, когда одна нация, например, американская, в кото­рой всего 5 % населения, использует, потребляет 40% всего, что производится в мире. Что это такое? Элементарное нару­шение самого основного принципа - принципа Любви. Вы спрашиваете нас, что делать? Прости­те... что делать - это более или менее, кажется, по­нятно: Христианство го­ворит же, что нужно де­лать: там, где нет любви, там не может быть блага! А какая же это любовь, когда всеми средствами, которыми только распо­лагает нация, она эксплу­атирует все другие на­ции? И думает, чтоимбу­дет хорошо. Ничего по­добного!

Я ХОЧУ обратить внимание на один интересный факт. С точки зрения "нашего" материального положе­ния, Европа это, конечно, рай на земле. Что говорит статистика? (Это была ре­акция на мой доклад со стороны одного финна). Он говорил: по современ­ным статистическим дан­ным, более половины ев­ропейцев потеряли смысл жизни, чувствуют страш­ную безысходность, какое-то даже отчаяние. И он дальше утверждает, что всё большее число людей (гораздо большее) обращается к психиат­рам, нежели к обычным, как он выразился, врачам.

До какого-то преде­ла человеку это интерес­но - материальное про­цветание, благополучие. И вот он всего достиг, а дальше? Всё. Достиг. Вот тебе... И дальше что? Желудок - один. Правда, есть некоторые, кто имеет воз­можность заняться поли­тикой. Спросил наш жур­налист одного миллионе­ра: зачем столько денег? Тот ответил: вы правы, когда-то мне интересно было получить как можно больше денег. Сейчас они мне совершенно не инте­ресны; Но теперь я хочу власти.

Идёт игра. И забыл этот человек, который хо­чет власти, что какая-то дурацкая нелепость... и не помер бы он, пока до власти доберётся. И этот бедный Рокфеллер, кото­рый говорит, что нужно беспощадно обрезать сла­бые ростки... о чём он ду­мает, бедный! Он забыл, что он такое же смертное существо, как эти «сла­бые ростки» на той же розе. Смысл-то такой!

Христианство в лице Православия (имен­но Православия) ради­кальным образом отлича­ется от западного Хрис­тианства по самым суще­ственным направлениям и категориям мысли. Православие утверждает, что Дух творит себе формы. Дух! Чем более верное со­стояние духа человека, тем более правильно, то есть полезно и для чело­века, и для общества бу­дет выражаться вся его деятельность. Какая? На­учная, культурная, фило­софская, эстетическая, образовательная. То есть, Дух творит себе формы. Кто же будет выступать против этой великой ис­тины? Вся суть, значит, только в том: что такое правильный Дух? Что это за правильная духов­ность? Какова это пра­вильная духовная жизнь? Что её составляет? Что это за ценности? Об этом сейчас не скажу. Скажу в следующий раз.

* * *

«Православная газета», №24(116), 1999

Разделяй и Властвуй - древний принцип (интервью с проф. Алексеем Осиповым)

Источник – сайт «Полемика и дискуссии» (страница Осипова - http://www.polemics.ru/authors/?authorID=380&itemPage=1)