Articles and lectures

Я помню, на одном приёме в Германии встаёт старый немец и начинает произносить тост. Он говорит: «Я был в плену в России, во время второй мировой войны. И вот однажды нас, пленных немцев, ведут через какую-то деревню. Выходят женщины из домов. Мы сжались все - головы в плечи, да они нас сейчас камнями закидают. А они подходят к нам и протягивают нам хлеб, картошку дают!» И этот старый немец на приёме зарыдал: «Вот какие русские! Мы никогда не думали, не знали об этом».

Да, вот такие русские православные люди. Захватчикам, извергам, которые столько зла нам принесли, протягивают хлеб: «Миленькие, вы же голодные». Вот оно - православие, которое входило в нашу жизнь столетиями. Как оно преобразовывало людей, как делало их любвеобильными, добрыми! И действительно, таких добрых людей, как в православии, не так часто и встретишь. Везде есть в человеке образ Божий, но православие особенно призывает: «Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас». Вот красота доброго человека! Любовь делает из человека богоподобное существо. По этому поводу вспомню одно стихотворение английского автора Бурдильена:

Ночь смотрит тысячами глаз, а день глядит одним.

Но солнца нет, и по земле тьма стелется как дым.

Ум смотрит тысячами глаз, любовь глядит одним.

Но нет любви, и гаснет жизнь, и дни плывут как дым.

Какой духовностью мы живём?

Источник – сайт «Полемика и дискуссии» (страница Осипова - http://www.polemics.ru/authors/?authorID=380&itemPage=1)

Непреходящие ценности подобны красоте, которая не­вольно покоряет человека. Вечными ценностями России — её истинной красотой — справедливо называют Православие, его духовность.

Но, естественно, возникает вопрос, если Православие прекрасно, то почему наша православная Россия пришла к 1917 году? Почему сейчас она такова, что комментариев не требуется? Что случилось?

Если бесспорным является, что дух творит себе формы, то столь же справедливо и утверждение, что духом России всегда было Православие. И именно его состояние, уро­вень духовной жизни, в первую очередь, клириков и ми­рян Церкви, определяло судьбы страны. В этом отноше­нии православная Россия очень похожа на библейский Израиль. Россия, можно сказать, прямо повторяет рели­гиозный путь Израиля: отступали евреи от праведной жизни — начинались беды, каялись — вновь возрождался Израиль, как и Россия.

Придаём ли мы значение тому серьёзнейшему факту, что ветхозаветная иудейская религия была основана на Божествен­ном Откровении, была истинной, «православной» в ту эпоху, но постепенно деградировала в сознании народа до такого со­стояния, что он отверг Христа и для Израиля наступила тяг­чайшая трагедия? Осознаём ли, что Римская, первая по чести из Православных Церквей, не только лишилась этой чести, но и вступила в непрерывную борьбу с Православием?

И ветхозаветный Израиль, и Рим пошли по пути обмир­щения, то есть постепенной подмены ценностей духовных, вечных ценностями посюсторонними. И в результате с уров­ня религиозного ниспали в область полного практического материализма. Процесс такой деградации прост.

Задача религии — внутреннее изменение человека, его преображение из существа эгоистического, порабощённого страстям (страсть — от слова страдание) телесным и душевным в существо богоподобное. В решении этой задачи имеет определённое значение культ, церковная дисциплина, раз­личные правила.