Очерк православного догматического богословия

1) Устное исповедание грехов православная церковь признает {стр. 203} существенной и необходимой составной частью таинства покаяния. И это понятно, как скоро кающийся может получить разрешение или неразрешение от грехов не через непосредственное явление Бога человеку с объявлением ο прощении грехов, а через служителя церкви. Не было бы надобности и в установлении видимой власти разрешать или не разрешать грешника, если бы для получения прощения грехов достаточно было одного внутреннего их сознания. И служитель церкви имеет власть в повеление Божие разрешать от грехов не безусловно, а под условием раскаяния со стороны грешника, каковое должно выразиться и видимым образом. С другой стороны, таинство покаяния есть не только духовный суд, — суд в смысле самоосуждения грешником своей греховности, но, прежде всего и главным образом, врачевание. «Здесь врачебница, а не судилище», — говорил св. И. Златоуст. Но как служитель церкви может быть орудием врачевания, не зная, от какой болезни врачевать? Больной телом, желая исцеления от болезни, сам рассказывает врачу ο действиях и состояниях болезни. Значит, и грешник, если искренне желает исцеления от душевных болезней, должен искренне открывать грехи свои перед духовным врачом. Наконец, устное исповедание грехов не может не составлять потребности души и для самих кающихся. Положение человека, действительно жаждущего уврачевания в таинстве покаяния, нельзя иначе представлять, как положением человека в собственном смысле кающегося и сокрушающегося сердцем от сознания тяжести своих грехов и их гибельных последствий (примеры такого покаяния в притчах ο блудном сыне и мытаре и фарисее). Но в таком состоянии человек невольно ищет высказать себя, открыть свою душу, свои чувства и дела. Но перед кем и открыть свою душу кающемуся христианину и ищущему прощения и помилования от Бога, как не Богу же перед Его служителем, Им же уполномоченным выслушивать исповедь сердца человеческого и облеченным такою властью, что его слово, разрешающее на земле, утверждается разрешением на небе, и запрещающее на земле, производит запрещение на небе?

{стр. 204}

Исповедь в смысле устного исповедания христианином своих грехов перед служителем церкви всегда была признаваема необходимой и потому существовала в церкви уже при апостолах. Первенствующие христиане, когда обращались к апостолам за отпущением своих грехов (тайных), то исповедывали перед ними грехи, по примеру тех из кающихся, которые приносили покаяние пред Иоанном Крестителем, исповедающе (έξομολογούμενοι) грехи своя (Мф 3, 6). Так, в кн. Деяний ап. повествуется, что в Ефесе, после того как сыновья Скевы иудеянина, заклинавшие духов именем Иисуса и Павла, подверглись за такую безрассудность избиению от бесноватого, мнози от веровавших прихождаху и исповедающе (έξομολογούμενοι) и сказующе (άναγγέλλοντες) дела своя (Деян 19, 18). Из связи речи можно видеть, что верующие исповедывали дела свои не перед кем другим, а пред ап. Павлом (11 ст. и сл.), и это исповедание состояло в открытом объявлении этих дел; пред Богом не было бы и надобности в таком объявлении. Α что оно было действительно открытым, ясно из того, что самое слово έξομολογείν — confitere (и происходящее от него существительное εξομολογήοις, confessio, как и простое όμολογείν) значит вообще устно исповедывать, признавать что-нибудь (Лк 12, 8; Ин 1, 20; Деян 24, 14; Рим 10, 9 -10), а έξομολογείν и όμολογείν в соединении с τάς αμαρτίας или παραπτώματα значит не только внутренне сознавать, но и открыто признавать и объявлять грехи (Мф 3, 6; Мк 1, 5; 1 Ин 1, 9). Здесь же такое значение έξομολογούμενοι усиливается еще словом άναγγέλλοντες — возвещая. Άναγγέλλειν значит раздельно пересказывать что-нибудь.

Ап. Иоанн говорит: аще исповедуем (όμολογώμεν) грехи наша, верен есть и праведен (т. е. Господь Иисус), да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1 Ин 1, 9; сн. Иак 5, 16). Под исповеданием грехов здесь разумеется не внутреннее только сознание их, но и устное или открытое их исповедание.

По вопросу ο том, — всенародным (публичным) или частным (уединенным) должно быть исповедание грехов, ни И. {стр. 205} Христос, ни апостолы не дают прямого повеления. В древней церкви, наряду с покаянием тайным (в грехах не тяжких), впадавшие в тяжкие грехи, производившие соблазн в церкви, исповедывали их перед всей церковью, оставаясь между кающимися не малое время. Но потом, по снисхождению к немощи кающихся и в виду ослабления ревности в вере и прежней строгости жизни, публичное покаяние с особыми степенями для кающихся стало заменяться (с V в.) покаянием частным — пред одним духовным отцом.

2) Грешнику, исповедавшему свои грехи, служитель тайны покаяния должен, согласно повелению Спасителя, в словах, выразить свое решение ο нем (Ин 20, 23; Мф 18, 16). Сам И. Христос во всех случаях, когда разрешал того или другого грешника от грехов, на словах выражал ему прощение грехов, напр., говорил: прощаются ти греси твои (Мф 9, 2; Лк 7, 48). По чинопоследованию нашей, православно-русской церкви, служитель церкви над исповедником, признанным достойным разрешения от грехов, читает краткую молитву, в коей испрашивает ему отпущение грехов и примирение с церковью, и после этого совершает «тайну святаго покаяния» словами; «Господь и Бог наш И. Христос, благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо N вся согрешения твоя; и аз, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». При произнесении конца этих слов иерей «знаменует крестообразно десницею кающегося», обыкновенно над главою кающегося, покрытого концом епитрахили (Требник).

II. Благодатное действие Св. Духа, соединяющееся с действием власти, разрешающей грехи, состоит в отпущении грехов (Ин 20, 23; Лк 18, 13 -14), в очищении нас от всякой неправды (1 Ин 1, 9). С этим действием нераздельно соединяется примирение с Богом (Лк 15, 17–24; сн. Рам. 5, 1–2; 2 Кор 5, 19) и восстановление или приумножение благодати, оправдывающей грешника, дарованной в крещении, но через грех потерянной или умаленной, и надежды {стр. 206} на вечную жизнь (Лк 19, 7 — 8; 23, 42–43). Все эти действия соединены между собою неразрывной связью.

Благодатные действия таинства покаяния простираются на все грехи человеческие, как бы они ни были тяжки. Милосердие Божие и цена заслуг Христовых безмерно превышают тяжесть грехов человеческих. Поэтому нет греха, которого бы истинно кающийся грешник не мог загладить покаянием. Писание указывает примеры грешников, через покаяние получивших прощение и помилование. Покаянием оправдался мытарь пред Богом; за покаяние помилована грешница, омывшая слезами ноги Спасителя. Покаянием разбойнику отверзты райские двери. Покаянием и горькими слезами ап. Петр, троекратно отрекшийся от Господа, снова возведен в звание апостольское. Ап. Петр призывал к покаянию Симона волхва (Деян 8, 22) и даже тех иудеев, которые распяли Мессию (2, 22, 37, 38), a И. Христос молился ο них: Отче, прости им; не ведят бо, что творят (Лк 23, 24). Ап. Павел разрешил понесшего временное отлучение и покаявшегося кровосмесника (2 Кор 2, 7). О себе ап. Павел говорит, что он прежде был хулитель, а теперь помилован (1 Тим 1, 13). Правда, И. Христос говорил ο хуле на Духа Святаго, что этот грех не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32), a ап. Иоанн не повелевает и молиться ο прощении греха смертного (1 Ин 5, 16). Но под таким грехом разумеется совершенное ожесточение во зле и нераскаянность, высшая степень злобы и вражды против Бога. Причина невозможности отпущения этого греха, следовательно, не в том заключается, что этот грех превышает бесконечную благость Божию, а в нравственном состоянии впавших в этот грех, — в том, что их ожесточение во зле достигло степени невозможности для них раскаяния, как в падших духах.

§ 157. Епитимии, их происхождение и значение.

Господь, установляя таинство покаяния, облек апостолов властью не только решить, во и вязать грехи. Здесь лежит основание для употребления в таинстве покаяния т. н. епитимий {стр. 207} (τυ έπιτιμίον — наказание, возмездие). В церкви православной под епитимиями разумеются запрещения или духовные наказания за грехи и вообще дела покаяния, налагаемые духовником на некоторых из кающихся, смотря по важности грехов и состоянию совести кающихся, с целью уврачевания их нравственных болезней, короче — «врачества, приличные недугу» (VI Всел. Соб. 102 пр.). Употребление епитимий встречается еще в церкви апостольской. Пример этого видим в наложении ап. Павлом епитимии на коринфского кровосмесника. Узнав ο появившемся беззаконии, яковоже ни во языцех именуется, яко некоему имети жену отчую (т. е. мачеху), апостол повелевает Коринфской церкви предати во имя Господа И. Христа таковаго сатане во измождение плоти (1 Кор 5, 1–5). Под преданием сатане во измождение плоти многие разумеют особенное, чрезвычайное наказание (напр. злокачественные раны, проказу, вообще болезнь, — нечто подобное бывшему с Иовом), дабы измождением плоти ослабить и узы греха, что возможно было для апостола при его чрезвычайной апостольской власти, но, прежде всего, должно разуметь не что иное, как отлучение из общества верующих, или церкви (2 и 13 ст.), вне которой область сатанина (Деян 26, 18). В послании к Тимофею ап. Павел говорит, что он предал сатане Именея и Александра, да накажутся (παιδευθώσι) не хулити (1 Тим 1, 20).

Церковь после-апостольского времени во все времена употребляла епитимии для блага членов своих. Об этом свидетельствует целый ряд канонов об епитимиях отдельных отцов церкви (Василия В., Григория Нисского и др.), Вселенских и Поместных Соборов и епитимийных правил в особых покаянных сборниках (покаянных номоканонах или пенитенциалах), составлявшихся как на Востоке, так и на Западе, для руководства духовникам при определении епитимий. Епитимии употреблялись и употребляются в православной церкви двоякого рода: одни заключаются в некоторых особенных благочестивых упражнениях или делах покаяния, напр., в молитве сверх обычной, земных поклонах, в усиленном посте, в {стр. 208} благотворении ближним и т. п. с отлучением временно от причащения (отлучение малое или не полное) или без такого отлучения, а другие, — «в отлучении» согрешившего от причащения и даже от церкви на определенное время (ανάθεμα, excommunicatio major). Епитимии последнего рода налагались на впавших в тяжкие грехи, как, напр., отступничество, ересь, богохульство, убийство, святотатство, кровосмесничество, клятвопреступление и подобные. В церкви первых веков христианства впавшие в тяжкие и явные грехи в качестве епитимии несли публичное покаяние, проходя несколько последовательных степеней.

Но хотя епитимии и являются особого рода наказаниями, но они суть наказания только исправительные, отеческие (παιδεία) по отношению к согрешившим, точно такие, ο каких говорит апостол: его же любит Господь, наказует (παιδείει — Евр 12, 6), и в другом месте: от Господа наказуемся (παιδενόμεθα), да не с миром осудимся (1 Кор 11, 32), a по отношению ко всем другим членам церкви — предупредительные или предохранительные от тех же и подобных нравственных недугов. Поэтому и наложение епитимий, как имеющих целью исправление жизни кающегося и предупреждение от соблазна других, да и прочии страх имут ко греху (1 Тим 5, 20), исходит из любви и попечения церкви ο спасении своих чад. Так понимать значение епитимий научает ап. Павел. Цель наложения епитимии на коринфского грешника он определял так: да дух грешника спасется (1 Кор 5, 5), чтобы иначе не заразилось все тело церкви (ст. 1). Несмотря на тяжесть и опасность греха, определение об отлучении имело только силу временную. Как только понесенное наказание, еже от многих, сделало то, что должно было сделать, именно возбудило в нем сознание вины, раскаяние и печаль, апостол дает полномочие на принятие Коринфской церковью раскаявшегося в грехе обратно в свою среду (2 Кор 2, 7–8).