Очерк православного догматического богословия

II. Благодатное действие Св. Духа, соединяющееся с действием власти, разрешающей грехи, состоит в отпущении грехов (Ин 20, 23; Лк 18, 13 -14), в очищении нас от всякой неправды (1 Ин 1, 9). С этим действием нераздельно соединяется примирение с Богом (Лк 15, 17–24; сн. Рам. 5, 1–2; 2 Кор 5, 19) и восстановление или приумножение благодати, оправдывающей грешника, дарованной в крещении, но через грех потерянной или умаленной, и надежды {стр. 206} на вечную жизнь (Лк 19, 7 — 8; 23, 42–43). Все эти действия соединены между собою неразрывной связью.

Благодатные действия таинства покаяния простираются на все грехи человеческие, как бы они ни были тяжки. Милосердие Божие и цена заслуг Христовых безмерно превышают тяжесть грехов человеческих. Поэтому нет греха, которого бы истинно кающийся грешник не мог загладить покаянием. Писание указывает примеры грешников, через покаяние получивших прощение и помилование. Покаянием оправдался мытарь пред Богом; за покаяние помилована грешница, омывшая слезами ноги Спасителя. Покаянием разбойнику отверзты райские двери. Покаянием и горькими слезами ап. Петр, троекратно отрекшийся от Господа, снова возведен в звание апостольское. Ап. Петр призывал к покаянию Симона волхва (Деян 8, 22) и даже тех иудеев, которые распяли Мессию (2, 22, 37, 38), a И. Христос молился ο них: Отче, прости им; не ведят бо, что творят (Лк 23, 24). Ап. Павел разрешил понесшего временное отлучение и покаявшегося кровосмесника (2 Кор 2, 7). О себе ап. Павел говорит, что он прежде был хулитель, а теперь помилован (1 Тим 1, 13). Правда, И. Христос говорил ο хуле на Духа Святаго, что этот грех не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32), a ап. Иоанн не повелевает и молиться ο прощении греха смертного (1 Ин 5, 16). Но под таким грехом разумеется совершенное ожесточение во зле и нераскаянность, высшая степень злобы и вражды против Бога. Причина невозможности отпущения этого греха, следовательно, не в том заключается, что этот грех превышает бесконечную благость Божию, а в нравственном состоянии впавших в этот грех, — в том, что их ожесточение во зле достигло степени невозможности для них раскаяния, как в падших духах.

§ 157. Епитимии, их происхождение и значение.

Господь, установляя таинство покаяния, облек апостолов властью не только решить, во и вязать грехи. Здесь лежит основание для употребления в таинстве покаяния т. н. епитимий {стр. 207} (τυ έπιτιμίον — наказание, возмездие). В церкви православной под епитимиями разумеются запрещения или духовные наказания за грехи и вообще дела покаяния, налагаемые духовником на некоторых из кающихся, смотря по важности грехов и состоянию совести кающихся, с целью уврачевания их нравственных болезней, короче — «врачества, приличные недугу» (VI Всел. Соб. 102 пр.). Употребление епитимий встречается еще в церкви апостольской. Пример этого видим в наложении ап. Павлом епитимии на коринфского кровосмесника. Узнав ο появившемся беззаконии, яковоже ни во языцех именуется, яко некоему имети жену отчую (т. е. мачеху), апостол повелевает Коринфской церкви предати во имя Господа И. Христа таковаго сатане во измождение плоти (1 Кор 5, 1–5). Под преданием сатане во измождение плоти многие разумеют особенное, чрезвычайное наказание (напр. злокачественные раны, проказу, вообще болезнь, — нечто подобное бывшему с Иовом), дабы измождением плоти ослабить и узы греха, что возможно было для апостола при его чрезвычайной апостольской власти, но, прежде всего, должно разуметь не что иное, как отлучение из общества верующих, или церкви (2 и 13 ст.), вне которой область сатанина (Деян 26, 18). В послании к Тимофею ап. Павел говорит, что он предал сатане Именея и Александра, да накажутся (παιδευθώσι) не хулити (1 Тим 1, 20).

Церковь после-апостольского времени во все времена употребляла епитимии для блага членов своих. Об этом свидетельствует целый ряд канонов об епитимиях отдельных отцов церкви (Василия В., Григория Нисского и др.), Вселенских и Поместных Соборов и епитимийных правил в особых покаянных сборниках (покаянных номоканонах или пенитенциалах), составлявшихся как на Востоке, так и на Западе, для руководства духовникам при определении епитимий. Епитимии употреблялись и употребляются в православной церкви двоякого рода: одни заключаются в некоторых особенных благочестивых упражнениях или делах покаяния, напр., в молитве сверх обычной, земных поклонах, в усиленном посте, в {стр. 208} благотворении ближним и т. п. с отлучением временно от причащения (отлучение малое или не полное) или без такого отлучения, а другие, — «в отлучении» согрешившего от причащения и даже от церкви на определенное время (ανάθεμα, excommunicatio major). Епитимии последнего рода налагались на впавших в тяжкие грехи, как, напр., отступничество, ересь, богохульство, убийство, святотатство, кровосмесничество, клятвопреступление и подобные. В церкви первых веков христианства впавшие в тяжкие и явные грехи в качестве епитимии несли публичное покаяние, проходя несколько последовательных степеней.

Но хотя епитимии и являются особого рода наказаниями, но они суть наказания только исправительные, отеческие (παιδεία) по отношению к согрешившим, точно такие, ο каких говорит апостол: его же любит Господь, наказует (παιδείει — Евр 12, 6), и в другом месте: от Господа наказуемся (παιδενόμεθα), да не с миром осудимся (1 Кор 11, 32), a по отношению ко всем другим членам церкви — предупредительные или предохранительные от тех же и подобных нравственных недугов. Поэтому и наложение епитимий, как имеющих целью исправление жизни кающегося и предупреждение от соблазна других, да и прочии страх имут ко греху (1 Тим 5, 20), исходит из любви и попечения церкви ο спасении своих чад. Так понимать значение епитимий научает ап. Павел. Цель наложения епитимии на коринфского грешника он определял так: да дух грешника спасется (1 Кор 5, 5), чтобы иначе не заразилось все тело церкви (ст. 1). Несмотря на тяжесть и опасность греха, определение об отлучении имело только силу временную. Как только понесенное наказание, еже от многих, сделало то, что должно было сделать, именно возбудило в нем сознание вины, раскаяние и печаль, апостол дает полномочие на принятие Коринфской церковью раскаявшегося в грехе обратно в свою среду (2 Кор 2, 7–8).

Такое же значение усвояла епитимиям и древне-вселенская церковь, как это можно видеть из соборных и святоотеческих правил об епитимиях. Епитимии в них прямо называются {стр. 209} духовными «врачевствами, приличными недугу». При наложении их правилами определяется заботиться ο приспособлении их к свойству болезни в целях скорейшего и вернейшего уврачевания грешника, почему если замечалось благотворное влияние епитимий, то уменьшали их, сокращали время епитимий или даже совсем их отменяли. Особенно раскрыт такой взгляд церкви на епитимии в 102-м прав. VІ-го Всел. Собора.

§ 158. Особенности р.-католической церкви в учении ο таинстве покаяния. Учение об удовлетворении и индульгенциях.

Римская церковь в учении ο таинстве покаяния (poenitentia) допустила такие заблуждения и злоупотребления, которыми совершенно извращен дух и характер этого таинства. Она учит, что от кающегося для полноты и совершенства таинства необходимо требуются три существенные условия: сокрушение ο грехах, исповедь и удовлетворение (Conc. trid. sess. XIV, с. 4, 5 et 8). Ho требование сокрушения (contritio) o грехах на самом деле в Римской церкви сведено к простому полураскаянию или просто сожалению (attritio) ο грехах, которого будто бы достаточно для совершения покаяния. Совершенное сокрушение само по себе уничтожало бы грехи и таким образом делало бы излишним таинство. Сделано это иезуитскими учителями нравственности, через применение к таинству покаяния измышленной ими теории т. н. правдоподобных мнений (пробабилизм). Далее, самая исповедь (confessio) в римской церкви превращена из «врачебницы» в «судилище», во внешний процесс следствия и суда над грешником. Духовник в Римской церкви есть не столько пастырь и врач, сколько судья совести верующих, который, по божественному будто бы полномочию, подробнейшим образом расследует вину кающегося, разузнавая, какие им сделаны грехи, по каким побуждениям, при каких обстоятельствах, чтобы тот или другой поступок подвести под ту или другую статью кодекса грехов, измышленного казуистами. Исповедь отсюда превращается иногда в инквизиторский допрос, — такой, при котором начала нрав{стр. 210}ственности и приличия совершенно устранены [11]. Ко всему этому Римская церковь присоединила и догматические заблуждения в учении ο таинстве покаяния. Сюда относится учение ο т. н. удовлетворении Богу со стороны человека и индульгенциях.

Сущность учении об удовлетворении (saticfactio) Богу со стороны человека состоит в следующем. Правда Божия требует от человека удовлетворения за его грехи, понесения им наказаний за них. Наказания эти суть двоякого рода: во-первых, вечные наказания в аду, и, во-вторых, временные наказания в земной жизни и за гробом (в чистилище). И. Христос Своими искупительными заслугами и жертвой принес бесконечно великое удовлетворение правосудию Божию за весь род человеческий. Однако сила Его искупительных заслуг по преимуществу и исключительно простирается только на вечные мучения, но не освобождает от необходимости потерпеть за свои грехи известную кару в таким образом принести божественному правосудию удовлетворение. В крещении человеку даруется по заслугам Искупителя отпущение всех грехов в всех наказаний, как временных, так и вечных. Но за все грехи, совершенные после крещения, человек сам должен понести наказание. Поэтому в таинстве покаяния грешнику отпускаются ради искупительных заслуг Христовых лишь вина греховная и вечное наказание за грехи, но не отпускаются наказания временные, какие должен понести каждый человек за свои произвольные грехи, чтобы получить полное помилование от Бога. Средствами такого удовлетворения правосудию Божию являются бедствия, преследующие человека на всех путях жизни и служащие достодолжным воздаянием, казнью или местью человеку за грех (ponae ѵіndісаtiѵае), добрые дела, в частности подвиги благочестия (посты, дела милосердия, молитвы и др.), принимаемые христианами на себя, в виде наказания за {стр. 211} грехи, добровольно, помимо советов духовников, особенно же церковные епитимии. Епитимии — это не «духовные врачества, приличные недугу», а в собственном смысле наказания, посредством которых церковь мстит грешнику, карает его за оскорбление божественного правосудия. Кто во время земной жизни не успел оплатить свой дол правосудию Божию понесением временных наказаний, тот приносит удовлетворение правде Божией за гробом. Для этого существует в загробной жизни т. н. чистилище (Conc. trid. Sess. XIV, с. 8–9: Cat. rom. p. II, c. V. 25–54. 59).

Учение об удовлетворении как в существе своем, так и в своих частных утверждениях не может быть признано истинным.

Основное положение этого учения, т. е. что человек должен приносить удовлетворение правосудию Божию, противоречит верованию всего христианского мира, что И. Христос принес полное и совершенное удовлетворение правосудию Божию однажды навсегда за все грехи и за весь род человеческий. Если заслуги Христа бесконечны и безмерны, то отсюда следует, что ни ο каком удовлетворении Богу со стороны самого человека (а не только самобытном или восполняющем удовлетворение Христово, какового в теории не допускает, и Римская церковь) не может быть и речи. Если Его заслуги освобождают от греховной вины и вечных наказаний, то почему те же заслуги не простираются на наказания временные? Веровать, что Сыном Божиим за все грехи мира принесена достаточная и даже преизбыточествующая жертва и вместе утверждать, что люди сами должны претерпевать еще временные наказания за свои грехи для удовлетворения вечной правде, не значит ли допускать, что правда Божия наказывает за одни и те же грехи два раза, требует двукратного удовлетворения?

Мысль, что временные бедствия и скорби, постигающие человека, имеют возмездно-карательное значение, несостоятельна и сама по себе. Бог любы есть, а поэтому Ему нельзя приписать никаких действий, подобных обнаружениям человеческой мстительности, желания причинить человеку зло. Посылая человеку временные несчастья, Бог не мстит ему за оскорбление божественной правды, а ведет его ко спасению, обнаруживает {стр. 212} в отношении к нему Свою благость. Его же любит Господь, наказует. Не имеют возмездно-карательного значения и церковные епитимии. Церковь всегда смотрела на них, как на орудие исправления и духовного врачевания. Ни один из соборов, никто из вселенских учителей не высказывал также мысли, что выполнением епитимий приносится Богу какое-либо удовлетворение или выкуп. Писание представляет и многочисленные примеры, что для кающихся Господь дает разрешение безусловное, не требуя удовлетворения в виде временных наказаний, напр., когда помиловал и простил покаявшихся ниневитян, блудного сына, жену грешницу, мытаря, ап. Петра и др.