Статьи, беседы, проповеди, письма

"Но я не слышал голоса Его", — скажет иной.

Не слышал потому, что шумно было в твоей душе и кругом тебя.

Господь зовёт нас. Но бросаем ли мы для него всё? Бросаем ли отца, лодки, сети? Опутал нас мир.

Не разорвать нам его сети–цепи.

Будем молиться о том, чтобы Господь научил нас слышать святой призыв Его. Дал нам твёрдость и силы бросить всё мирское, близкое нам — и отца, и корабль, и сеть — и идти за Ним.

Аминь.

21 июля 1925 г.

В церкви св. Панкратия за всенощной. Престольный праздник

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какие различные побуждения привлекли сегодня такое множество народа!

Одни пришли потому, что постоянно молятся в этом храме, здесь причащаются Святых Тайн и праздник храма — великий и радостный для них день.

Другие пришли потому, что за мирскими заботами не могут часто бывать в церкви и воспользовались этим праздником, чтобы придти в храм

Есть любители торжественных богослужений. Они пришли посмотреть архиерейскую службу. Послушать хор.

А есть и такие, которые пришли сюда, как на зрелище. Которые вчера ходили смотреть"Багдадского вора", а сегодня пришли послушать протодиакона Михайлова.

Святая Церковь ни перед кем не закрывает дверей своих. Она радуется всякому приходящему. Ибо люди, пришедшие из одних побуждений, здесь, в Церкви, могут получить нечто другое, для них неожиданное. Молитва, песнопения, священнодействия могут тронуть душу помимо её воли и намерения.

Но что же мы, проповедники, можем сказать не для избранных,"верных"Христу, а для всех здесь собравшихся?

Вставал ли перед вами вопрос: почему люди ненавидели Христа? Что дал Он им, кроме любви, добра, милосердия? И в ответ крики"распни!", заглушающие крики"осанна!"

А ученики Спасителя? Не им ли сказано, что они будут ненавидимы всеми за имя Христово?

Мы — пастыри Церкви. Здесь, в церкви, нам оказывают почести. Мы облекаемся в блестящие одежды. Мы совершаем великое страшное таинство Евхаристии. Ангелы Божии сослужат нам. Мы окружены поклонением, нас называют"отцами"и целуют наши руки. Но достаточно выйти за ограду церкви, как ненависть и злоба окружают нас. Оскорбление, брань, плевки — вот чем встречает нас мир.

Почему же? За что же это? Или мы хуже всех? Или мы такие преступники?