Статьи, беседы, проповеди, письма

Это житие занимает две странички в житии святых.

Вы, стоящие сейчас здесь, я знаю, часто бываете в храме и, можно сказать, живёте жизнью церковной, но разве я ошибусь, если скажу, что не более чем двум, трём из вас известно это житие?

А между тем эти две странички, на которых рассказывается о слезах пресвитера Севира, дают нам столько поучений.

Что же здесь нам открывается?

Прежде всего слёзы пресвитера Севира были о том, что он убил человека. Вот каким преступлением представлялось ему то, что он не причастил Святых Тайн умирающего. Вот какой ужас для сознания духовного, что душа пошла в загробную жизнь, не причастившись в Церкви Святых Тайн.

"Я, батюшка, два года не причащался". — "Почему?" — "Всё некогда".

И это не раз, а сотни раз я слышал на исповеди. Плачет пресвитер Севир, что совершил убийство, что душа по его вине ушла без причастия. А разве это не самоубийство — два года жить без причастия Святых Тайн, потому что некогда?

И какие это дела, какие это великие дела мешают причащению Святых Тайн?

Нам в этом житии показуется, как мы должны дорожить Святым Причащением, какое это великое дело, для которого всё надлежит оставить, всякие виноградники мирские, чтобы теснейшим образом соединиться со Христом в таинстве Евхаристии и постоянно, постоянно прибегать к этому единению. Второе, не менее важное для нас, что открывается нам в этом житии, — действенность слёз пресвитера Севира, потому что в сердце его истинная любовь. Вот любовь, излившаяся в слезах его, она умилостивила Господа, воскресила мёртвого, вернула его к жизни, дала возможность покаяться и причаститься Святых Тайн.

Так показуется великая сила любви, в молитве доходящая до Господа, дарующая Божие милосердие, всё покрывающая, дающая прощение и дарующая жизнь, воскресающая из мёртвых.

В забвении, в осмеянии, в поругании любовь, ибо там, где в поругании Христос, там в поругании и любовь.

И мы соучастники этого поругания всегда, когда оправдываем в себе те или иные враждебные наши чувствования, те или иные наши разделения. И если опять вернуться к тому, с чего начали мы слово наше, — к семейному христианскому строю, то подумать только, какая бы благодатная сила от каждого слова такого жития разливалась бы в семьях наших, потушая всевозможные в них распри, вражду и раздражение.

Вот такими церковными путями и надлежит нам начинать строить домашнюю церковь в семьях христианских.

Аминь.

10 июля 1927 г.

За Литургией

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

"Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем"(Рим. 6, 23).

Эти слова вы слышали сегодня в посланиях апостола Павла к Римлянам.

Первая смерть — это смерть, о которой знают все люди, о которой неверующие не любят думать, мысли о которой считают дурным настроением.