Статьи, беседы, проповеди, письма

16 "Эрн<…>рассказывал, как в студенческие годы в Москве он соединился с друзьями<…>Они наняли сарай, где работали и спали на дощатом полу с большими щелями. Там он страшно разболелся и нажил себе хронический нефрит"(Иванова Л. В. Воспоминания. М., 1992. С. 51).

17 Текст идентичен оригиналу листовки (ОР РГБ. Ф. 305, к. 6, ед. хр. 56, л. 5); перепечатано: Освобождение. 1905. N 73. 6 июля. С. 391.

18 "Людей убивают, христиан терзают. Жалко, невыносимо… Но другое, братья и сёстры, другое ужаснее. Христиане убивают, христиане терзают, христиане православные проливают кровь повсюду"(Флоренский П. Вопль крови).

19 "Иль вы не понимаете, что это вновь и вновь Христа расстреливают и вешают, и бьют и оскверняют? Не понимаете, что каждый выстрел направлен в тело Христово?"(Там же).

20 "Обращение к крестьянам"цитирует Айвазов (Миссионерское обозрение. 1905. N 13. С. 606–607), в частности, призывы"не служить царской власти, богохульно называющейся самодержавной, не идти на войну и не усмирять бунтовщиков, не убивать японцев, а молиться за них, как за врагов", свидетельствуя,"что пропаганда таких идей широко развилась в наших войсках на Дальнем Востоке". По свидетельству Скворцова (Там же. С. 1459), обращение начиналось с обычных"Во имя Отца…"и"Братья христиане", рисовало картину страшных бедствий, переживаемых отечеством (ужасы внутренней и внешней войны), а затем автор вопрошал:"За какие же грехи Господь разгневался на землю Русскую?"и отвечал так:"Три великих греха лежат на русском народе, и покудова православные не покаются в этих грехах, не окончатся беды на Руси. Первый, самый страшный грех, это то, что мы служим двум господам — Богу и царю, и что царя почитаем самодержавным. Второй грех — в заблуждении Церкви, признающей главой царя и забывшей заветы святителей, обличавших неправедных владык, забывшей правду Божию, повелевающую кротостью и любовью увещевать заблудших, а не полицейским насилием". Третий грех — неправедная война на Дальнем Востоке. Далее следовал призыв"очиститься от этих грехов, открыто и безбоязненно заявить, что мы не признаём за царём–человеком неограниченной самодержавной власти, отказываемся убивать врагов своих и чужих, обещаемся помнить, что одна глава Церкви — Христос". Скворцов в своеобразных выражениях признавал огромное влияние обращения на душу простолюдина.

21 Забастовка в Иваново–Вознесенске продолжалась с 12 мая по конец июня 1905 и управлялась большевиками; основные требования рабочих: 8–часовой рабочий день, повышение зарплаты, свобода печати и собраний.

22 "Самое понятие"христианский социализм" — такая же бессмыслица, как сухая вода или мокрый огонь"(Валентин Свенцицкий, свящ. Письма о социализме. Ч. 1 // Церковные ведомости. 1919. N 6);"такое же недоразумение, как австрийская монархия: это есть contradictio in adjecto"(Гиляров–Платонов Н. Указ. соч. С. 290);"противоестественное сочетание понятий"(Иоанн Восторгов, прот. Полное собр. соч. Т. 5. Ч. 1. М., 1913. С. 329).

23 Эти слова повторил В. И. Экземплярский в книге"Евангелие и общественная жизнь"(Киев, 1913. С. 47):"И не трудно назвать основные евангельские начала для всяких общественных отношений: начала эти — свобода и любовь.<…>Всякая общественная форма настолько может быть принимаема христианством, насколько она не угашает духа свободного развития личности". Ср.:"Основными стихиями общинной жизни, камнями, на которых держится и опирается всё, являются стихии Любви и стихии Свободы. И общение имущества как одна из сторон общинной жизни должна быть проникнута теми же стихиями — и в высшем единстве примирять полную любовь<…>и с безусловной свободой"(Эрн В. Христианское отношение к собственности. Гл. 2. IV). См. также: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VII.1; VIII.4–5; III.1; XIV.3 (далее — ОСК).

24 "Задача или идеал христианства вовсе не благоденствие земное — такого обетования и не было, а совершенство<…>Идеал на земле недостижимый, но в достижении которого, то есть в стремлении к его достижению — весь смысл<…>земного бытия. Ищите не земного благополучия, ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а остальное приложится"(Аксаков И. Указ. соч. С. 804). См. также: ОСК. IV.5.

25 См.: ОСК. I.2.

26 См.: ОСК. I.2; VIII.5.

27 См.: ОСК. I.3; VIII.4.

28 Церковь не должна отказываться от помощи всех людей, в т. ч. тех,"которые, хотя бы и не ведая Христа, осуществляют дело любви Христовой на земле.<…>Должна признавать и освящать всё то положительное, ценное и истинное, что есть в программах отдельных политических и общественных партий, отделяя зерно от мякины"(Трубецкой Е. Церковь и современное общественное движение // Право. 1905. N 15. С. 1173). См. прим. 236, 603, 637.

29 "Основная черта и Церкви, и общины характеризуется лучше всего отрицательно — это не учреждение.<…>Их строй определяется не извне,<…>а только изнутри, постоянно творчески возникая и изменяясь. Отсюда вытекает"безвластность"этих социальных типов: ведь всякая власть опирается<…>на некоторый авторитет и неразложимо связана с моментом принуждения. Отсутствие внешнего авторитета, поэтому, ведёт к полному"равноправию"и всех членов Церкви, и всех членов земельной общины.<…>Только наличность высших начал предохраняет эту"аморфность"и"безвластие"от вырождения в хаос и своеволие. Суть дела не в отрицании власти, порядка, организации, а перерождении их из чего‑то внешнего во внутреннее, в замене мозаического характера жизни органическим.<…>Свой"социализм"они противопоставляли государственничеству западноевропейской мысли, равно и абсолютно–монархического, и конституционно–демократического типов.<…>И во всех случаях выразительно подчёркивалось, что все отвергаемые взгляды страдают одним неисходным недостатком — искажением идеи личности, урезыванием её свободы, угашением её значения как творческого начала"(Флоровский Г. Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 94–95). Ср. слова Е. Трубецкого:"Идеал Царствия Божия не теократичен, а анархичен, ибо вместе с миром в нём окончательно исчезает всякая мирская власть"(О религии Льва Толстого. М., 1912. С. 61).