Статьи, беседы, проповеди, письма

23 Эти слова повторил В. И. Экземплярский в книге"Евангелие и общественная жизнь"(Киев, 1913. С. 47):"И не трудно назвать основные евангельские начала для всяких общественных отношений: начала эти — свобода и любовь.<…>Всякая общественная форма настолько может быть принимаема христианством, насколько она не угашает духа свободного развития личности". Ср.:"Основными стихиями общинной жизни, камнями, на которых держится и опирается всё, являются стихии Любви и стихии Свободы. И общение имущества как одна из сторон общинной жизни должна быть проникнута теми же стихиями — и в высшем единстве примирять полную любовь<…>и с безусловной свободой"(Эрн В. Христианское отношение к собственности. Гл. 2. IV). См. также: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VII.1; VIII.4–5; III.1; XIV.3 (далее — ОСК).

24 "Задача или идеал христианства вовсе не благоденствие земное — такого обетования и не было, а совершенство<…>Идеал на земле недостижимый, но в достижении которого, то есть в стремлении к его достижению — весь смысл<…>земного бытия. Ищите не земного благополучия, ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а остальное приложится"(Аксаков И. Указ. соч. С. 804). См. также: ОСК. IV.5.

25 См.: ОСК. I.2.

26 См.: ОСК. I.2; VIII.5.

27 См.: ОСК. I.3; VIII.4.

28 Церковь не должна отказываться от помощи всех людей, в т. ч. тех,"которые, хотя бы и не ведая Христа, осуществляют дело любви Христовой на земле.<…>Должна признавать и освящать всё то положительное, ценное и истинное, что есть в программах отдельных политических и общественных партий, отделяя зерно от мякины"(Трубецкой Е. Церковь и современное общественное движение // Право. 1905. N 15. С. 1173). См. прим. 236, 603, 637.

29 "Основная черта и Церкви, и общины характеризуется лучше всего отрицательно — это не учреждение.<…>Их строй определяется не извне,<…>а только изнутри, постоянно творчески возникая и изменяясь. Отсюда вытекает"безвластность"этих социальных типов: ведь всякая власть опирается<…>на некоторый авторитет и неразложимо связана с моментом принуждения. Отсутствие внешнего авторитета, поэтому, ведёт к полному"равноправию"и всех членов Церкви, и всех членов земельной общины.<…>Только наличность высших начал предохраняет эту"аморфность"и"безвластие"от вырождения в хаос и своеволие. Суть дела не в отрицании власти, порядка, организации, а перерождении их из чего‑то внешнего во внутреннее, в замене мозаического характера жизни органическим.<…>Свой"социализм"они противопоставляли государственничеству западноевропейской мысли, равно и абсолютно–монархического, и конституционно–демократического типов.<…>И во всех случаях выразительно подчёркивалось, что все отвергаемые взгляды страдают одним неисходным недостатком — искажением идеи личности, урезыванием её свободы, угашением её значения как творческого начала"(Флоровский Г. Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 94–95). Ср. слова Е. Трубецкого:"Идеал Царствия Божия не теократичен, а анархичен, ибо вместе с миром в нём окончательно исчезает всякая мирская власть"(О религии Льва Толстого. М., 1912. С. 61).

30 См.: ОСК. III.5.

31 П. П. Кудрявцев на Предсоборном Совете летом 1917 говорил:"Мы в церковной области не привыкли к творчеству. В течение веков мы главным образом хранили то, что получили… Однако Господь ждёт от нас не только сохранения, но и преумножения дарованных Им талантов… Будет у нас подлинно религиозное одушевление — тогда не механически, а органически обновится наше богослужение"(Цит. по: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. С. 127–128).

32 "Дары Духа Святого проявляются лишь там, где существует встречное движение человеческого сердца, покаянно устремлённого к правде Божией"(ОСК. VIII.5).

33 "Так же как каждый из нас требует молитвы от всех, так и он всем должен своими молитвами<…>Никто не спасётся иначе как молитвою всей Церкви, в которой живёт Христос<…>Кровь же Церкви — взаимная молитва, и дыхание её — славословие Божие. Молимся в духе Любви, а не пользы, в духе сыновней свободы, а не закона наёмнического, просящего платы. Всякий спрашивающий:"какая польза в молитве?"признаёт себя рабом. Молитва истинная есть истинная Любовь"(Хомяков А. Церковь одна. 9).

34 "Для нас предназначено скорее общее, чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой"(Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1898–1906. Т. 11. С. 705). Так же считали мч. Иустин Философ, сщмч. Киприан Карфагенский, свт. Василий Великий. См. и прим. 213."…Сравнительная малочисленность христиан в Иерусалиме дала возможность радикально осуществить единство жизни в общении имуществ. То, что в наши дни было так неудачно названо"первохристианским коммунизмом", было на деле не результатом какой‑либо специфически христианской экономической или социальной теории, а проявлением любви, иными словами, не в общении имуществ как таковом смысл рассказа Деяний, а в том свидетельстве о новой жизни, всецело преображающей старую, которое проявлялось в этом общении.<…>Максимализм иерусалимской общины<…>навсегда останется в христианском сознании как неустранимый пример и завет; как идеал полного преображения жизни, действительного обновления всех человеческих отношений любовью. И почти в каждую эпоху, всё в новых и новых условиях, будет возрождаться в сердцах христиан, пусть иногда очень немногих, стремление воплотить этот идеал первохристианства, сделать Церковь подлинной основой"новой жизни""(Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. М., 1993. С. 26–27). См. также: ОСК. VII.3.

35 Ср.: Лев. 25, 23."Древняя христианская Церковь устами Амвросия и папы Григория I объявляла, что земля и плоды ее предназначены одинаково для всех людей, в их общее пользование"(Новгородцев П. Лекции по истории философии права. Гл. 5).

36 См.: ОСК. VI.4.