On the Assurance of Salvation

Не подлежит никакому сомнению, что Бог намерен сделать верующих реально и фактически праведными. Христос пришел спасти людей не только от возмездия за грех, но и от греха как такового (Мф. 1:21). Вопрос не в этом, а в том, когда и на каком основании Бог выносит верующему оправдательный приговор: на основании праведности нашего Искупителя, Иисуса Христа, "Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1:30), причем еще до того, как верующий соделается реально и фактически праведным, или же на основании того уровня реальной и фактической праведности, которого верующий достигнет на момент смерти, усваивая благодать Божию личными усилиями.

Посмотрим, о каком оправдании говорит Апостол: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Рим. 4:4-8).

"Праведность, вмененная независимо от дел", — это провозглашенная или фактическая праведность?

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1).

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева (Рим. 5:9).

Апостол утверждает, что мы уже оправданы "Кровию Его". Может ли это означать, что мы уже сделались фактически абсолютно праведными? Апостолы так не считают: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:19).

(См. также уже приводившиеся Иак. 3:2; 1 Ин. 1:8.)

Рассмотрим также следующие стихи Писания: Посему, как преступлением одного (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни (Рим 5:18).

Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8:33-34).

Здесь оправдание противопоставляется не реальной и фактической неправедности, а таким явно судебным понятиям, как обвинение и осуждение. О том же говорят и слова Евангелия, что верующий не будет осужден:

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18).

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24).

Итак, насколько это можно понять из контекста, "оправдывать" — значит именно "выносить оправдательный приговор". Давайте попробуем выяснить подробнее, при каких условиях мы получаем это оправдание, и при каких условиях мы его получить не можем.

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5:4).