«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мать N! Чадце болезнующее! Ты жалуешься на какую-то боль во внутренностях, и потому прислала ко мне письма свои и портрет отца 3.; я сам пожалуюсь тебе на такую же боль внутри, так что ощущение ее чувствуется и на лице... Но будем надеяться на милость Божию, что Господь допустит нас еще увидеться, хоть к осени, или осенью, аще живи будем и Его святая воля на то будет; теперь же пока займемся, по силе, делом души своей, стараясь очищать оную от злых качеств, отчуждавших ее от Господа, юродивых дев, молясь присно со смирением благости Божией, — да очистит нас от всякия скверны, плоти и духа, имиже весть судьбами.

К отцу N, если будет тебе полезно, писать не запрещаю, только прежде испытай по страху Божию совесть свою и сердце, касательно причин и побуждений писать к нему. Если будет прямая потребность, можешь написать к нему, а без должной надобности, для одного только мнимого утешения, писать пока неблаговременно. Всегда должно иметь впереди пользу душевную, а утешения внутреннего ожидать от Господа, утешающего смиренных и уповающих на милость Его. Мир тебе!

112. БОЛЕЕ ВСЕГО ДОЛЖНО ДЕРЖАТЬСЯ СТРАХА БОЖИЯ

Мир вам и благопоспешение о Господе, хотящем всем спастися и в разум истины прийти! Не скорбите на меня, что не имею возможности подробно переписываться с вами, обременяемый всегда и немощью телесной, и безпрестанной молвою от множества разнообразных посетителей. Уверяю вас, что скорблю о сем немало, но превозмочь и изменить положения своего никак не могу. Поэтому советую вам ради настоящей нужды крепко держаться страха Божия и хранения своей совести, так как это более всего содействует христианину удерживаться на настоящем пути. В случае же уклонения от заповедей Божиих врачевать себя искренним покаянием и твердой решимостью впредь обуздывать свое самолюбие, которое есть главная вина в нарушении заповедей Божиих и всего должного. От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование и ропот и самооправдание и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие и оставление молитвенного правила и чтения духовного и прочего, что требуется от монаха. Господи! Помилуй нас, Господи, помози немощи нашей! Не попусти, Господи, до конца врагу поругатися над созданием Твоим, искупленным честной Кровью Твоей. Подаждь нам, Господи, покаяние истинное и смирение нелицемерное, и воздержание и подвизание благоразсудное, дух сокрушен и трезвение сердечное. Аминь!

Слова и изречения старца

Слова старца:"Когда я говорю, надо слушать с первого слова; тогда будет послушание по воле Божией... Я мягкого характера: уступлю, но не будет пользы для души".

Записка старца.Святой Григорий Синаит повелевает: "При молитве три сия блюсти: воздержание, молчание и самоукорение, то есть обвинение себя, а не других во всяком неприятном случае".

Слова старца:"Хорошо молиться перед Распятием, вспоминая страдания Спасителя: заплевания, заушения, наругания, биения; при этом смиряется дух".

"На Страшном Суде более всего взыщется за недостаток любви к ближнему". "Любовь есть Сам Бог!.. Этого чувства ниже Ангелы могут постигнуть".

Окончив правило молитвы, можно молиться о чем придет усердие.

Когда придет желание молиться среди правила особенною молитвой и с поклонами, тогда не надо мешать такому настроению.

Прежде всего не оставлять церковного правила; потом совершать келейное, а после — молиться по усердию.

Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: "Да воскреснет Бог", и поклон; "Богородице Дево" (три раза и за каждым разом поклон); "Достойно есть" — и поклон.

Когда будут приходить помыслы зависти, надо молиться: "От тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою".