«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

125. ОБ ИСПОЛНЕНИИ ВОЛИ СТАРЦА ОТЦА МАКАРИЯ

Возлюбленный о Господе брат отец П. Нам с тобой, видно, одно искушение: или долго не писать, или писать вместе. 6-го октября послал тебе письмо, и от тебя получил от 5-го; в твоем письме получил подлинное письмо твоего приятеля, а в другом конверте — ответ ему на оное. Сперва хотел было отдать ему это письмо, но потом рассудил — лучше не отдавать, потому что дело спутано усиленной передачей с собственным прибавлением. Когда твой дружелюбный человек был в вашей стороне, ты после долго не писал об этом, а написав, не сказал ни слова о том, какое впечатление он произвел на главного попечителя и печальника о вашем монастыре. К этому же, дошел до нас слух, что не заметно, чтобы он понравился этому попечителю. Я так и передал ему просто, что ты ни слова не пишешь, а слух есть, что не заметно. А уже он написал тебе прямо, что будто бы не понравился; а ты еще усилил, что оклеветали, да наклеветали. Вот и вышли мы все монахи дельные: целую кучу клевет набрали, да наприбавляли, да других переклепали; а мним о себе, что мы угнетенные страдальцы, обиженные, оскорбленные, на самом же деле не меньше фарисея всех уничижаем донельзя, и уничижаем по одним догадкам и подозрениям, забывая слова Писания (Авв. 2: 15): Горе напаяющему подруга своего питием мутным. В нас какая-то смесь: мнимся и Промысл Божий признавать, и других не перестаем обвинять, аки бы препятствующих и сопротивляющихся нашим предприятиям. Когда мы резко говорим о других, то это ничего; извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности ко благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы, забывая проповедуемое Православной Церковью, что кийждо от своих дел или прославится, или постыдится, и кийждо сам о себе воздаст слово Богу. Дружелюбник твой думал, что нам легко все сделать: скажем, и сейчас нас послушают. А на деле вышло не так. Мы сказали о нем, а нам возразили: "Что же он тут смущается и хочет выходить? Где же он найдет место лучше здешнего?" Что оставалось делать, как только замолчать, передавая дело это Промыслу Божию! Сверх того, я вспоминаю, что покойный старец батюшка отец Макарий в предсмертной своей болезни указал мне на трех человек, объявить им его волю, чтобы они жили в здешней обители мирно; в числе троих, означенных старцем, и твой дружелюбник. Он толкует это по-своему, а я никак не могу действовать вопреки воле старца, видя на опыте, что один из троих, решившись оставить нашу обитель, три места переменил, и в четвертом не обретает покоя. Поверь мне, что от всей души желаю благоустроения вашей обители, но не могу действовать против своего сознания и вопреки указанию покойного старца. Если воля Божия будет изменить это указание, то это иное дело. Простые же человеческие хотения, как бы ни казались благовидными и благонамеренными, не только не созидаются, но и разрушаются, как сказано в Деяниях святых апостолов: аще будет от человек... дело сие (несть от Бога) разорится (Деян. 5: 38). Впрочем, ты, брате, терпи, и жди, и надейся на лучшее, только от Промысла Божия, а не от своих кое-каких предположений. Если желаешь только кое-чего, то вполне хорошего не дождешься. Мы имеем Бога, Промыслителя, Всесовершенного, Всеблагого, Всемогущего, из небытия в бытие произведшего целый мир, видимый и невидимый, и искупившего нас, падших, Своей Кровью. Не силен ли Он подать возможность к исправлению малейшей частицы расстроившейся, аще приспеет время к сему, по недоведомым нам Его судьбам?

Ты говоришь обыкновенно, что нам надо стремиться к сему. И я согласен, что надобно, только законным образом, с христианским терпением и ожиданием.

126. О ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМ СТРЕМЛЕНИИ К БЕЗМОЛВИЮ

Ты стужаешь и отягощаешься на начальнические должности, и часто принимаешь помыслы, нельзя ли как избыть тяготы сей. То же самое чувствует и так же думает наш отец Стр. Но ему и тебе говорю, что эти помыслы двоедушия для обоих вас весьма вредны. Они не только не облегчают вас, но более усугубляют тяготу начальства, расслабляя дух, и как бы отнимая руки от предлежащих дел. Хорошо и полезно потрудиться для ближнего, хотя бы после и пришлось быть в заштате, по воле Всеблагого и Всепремудрого Промысла Божия. Опытнейший из начальников монастырских, преподобный авва Дорофей, описывая причины успокоения душевного, выставил главную причину так: "Хощу якоже будет".

Искренно сего желаю тебе, и себе, и нашему отцу Стр., и прочим всем.

Ты все не перестаешь бредить безмолвием, не разумея того, что обольщение вражее окружает и преследует тебя. 11 августа ты ощущала благоухание в келье твоей. Не явное ли это обольщение, о котором тебе было показано в писаниях Симеона Нового Богослова. На другой день ощущала ты вечером в келье сильный страх. Это есть следствие искусительного благовония и явное доказательство того, что ты преклонялась принять оное за правильное. Далее, из страха — внушение читать 12 псалмов, и в начале чтения (в мысли) слово "дурочка" исполнены великого искушения и опасности, особенно то внушение, чтобы идти ночью в часовню на кладбище и там молиться. Бог тебя спас, что от слабости телесной не могла идти туда; немудрено было тебе повредиться в уме от страха, если бы Господь не сохранил тебя, попустив немощь телесную и расслабление; знай, что по мысленным внушениям, и то с рассуждением и великим рассмотрением, живут одни только совершенные. А новоначальные, и немощные, и страстные, должны жить под правилом, и молиться молитвой благословенной. Когда к вечерне благовестят или к другой какой службе, нечего тебе рассуждать — читать ли тебе книгу или идти на службу, а просто, если не больна, иди, и молись в церкви, и терпи толчки в церкви и на послушании, чтобы не было душевных пролежней.

Стремление твое к безмолвию не считай внушением от Бога. Святой Исаак Сирин в 30-м слове говорит: "Не всякое доброе желание впадает в сердце человека от Бога, только пользующее; впадает подобное и от диавола, только не пользующее, так как он влагает все или преждевременно и непосильно, или с высокоумием и тщеславием".

Также и в том есть подсада вражия и тонкое обольщение, что будто "нота" бывает трезвая и не трезвая по чьему-то влиянию; а бывает это очень просто. Когда нота не пьет, тогда и бывает трезва; а уж как выпьет, поневоле и забурчит. Многие вещи бывают очень просто. Смотри и ты на все проще. Это будет прочнее и безопаснее.

Пока будет с тебя.

Судить и осуждать берегись, особенно старших. Это хуже всего, и ведет к нерасчерпаемой путанице. Безмолвствовать в своей келье — значит не осуждать и не празднословить.

127. НЕ ПОКОЙНОГО ПУТИ ЖИЗНИ ИСКАТЬ НАДОБНО, А ПОДЧИНЯТЬСЯ ВОЛЕ БОЖИЕЙ

В том-то вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле Всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только тогда будет покой, когда пропоют: "Со святыми упокой". Земной же удел человеческий — скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, возстание страстей, борьба с ними, одоление или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид (Пс. 37: 4): несть мира в костех моих от лица грех моих. И праведный Иов взывал: не искушение ли есть человеку житие сие. А мы все путаемся на том: нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее; а забываем, что неудобства сии часто исходят изнутри нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, нелады, неурядицы, и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедый грешныя спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться.

128. СОВЕТ МОНАХИНЕ, ЖЕЛАВШЕЙ ОТ УНЫНИЯ ЗАНЯТЬСЯ ПЕРЕВОДОМ ИСТОРИЧЕСКИХ СТАТЕЙ