«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
146. ИГУМЕНИЙ НАСТАВЛЕНИЕ: БЫТЬ МИЛОСТИВОЙ И СНИСХОДИТЬ К НЕМОЩАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ
Глаголю тако того ради, понеже глаголет Господь в Евангелии: Милости хощу, а не жертвы (Мф. 9: 13), хочу же и аз, грешный и непотребный, да В-ская матушка игумения постарается прежде всего быти милостива, потом уже да приносит и жертвы, которые всячески, милостью к ближним, будут благоприятны Богу. Сказано в старчестве: от ближнего живот и смерть, то есть через ближнего только может быть жизнь наша истинная, и наследуем жизнь блаженную и вечную; а если будут отношения наши к ближнему неправильные и презорливые, то мудрено убежать смерти душевной, а потом и второй, вечной, от неяже да избавит Господь всех понуждающихся на исполнение Его Божественных и животворных заповедей, — и всех, аще и храмлющих от немощи, но ищущих Его великой милости покаянием и смирением. Апостол Иоанн пишет: любяй Бога любит и брата своего (1 Ин. 4: 21); а апостол Павел говорит: мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати (Рим. 15: 1)... и исправляйте таковаго духом кротости; блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал. 6: 1). Вот все, что вышло из грешной головы моей на последнее письмо твое от 29 сентября. Поздравление с освящением храма Всех святых пишу после всего и прошу поминать там и нас, грешных.
М.Е. по болезни идти не может, а лошадь нанять не на что, поэтому и ждет приезда М.М., которая медленно поспешает, хлопоча о том, чтобы не пропало ее последнее достояние в промежутке от зятя и от брата. Строго по-монашески смотреть — нехорошо она делает; а если посмотреть со стороны немощи человеческой, от которой никто из нас не свободен, то подумаешь и скажешь иное; дескать, нельзя же и без этого. Немощь человеческая мудрена, и упруга, и упряма; хочет человек двинуться вперед, да немощь-то, видишь, препятствует, ан и "выходит не того, а иногда и не тое". Мудрена притча сопротивления. Пишешь, что покойная М. игумения таких вовсе исключала из обители, но нам надобно последовать примеру поистине покойных, а не безпокойных в жизни своей бывших. Тебе это известнее, а я не знаю, как было. Прости. Грешный глагол произыде в широту немалую, да сократится же снисхождением твоим по сказанному: милуяй помилован будет, и снисходяяй получит снисхождение.
147. НАСТАВЛЕНИЕ: ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИТЬ НЕУСТРОЙСТВО В ОБИТЕЛИ
Получаю письма ваши, но отвечать было неудобно и недосужно. Сострадаю вам в скорбях ваших среди неудобств и неустройства обители. Впрочем, ждите милости Божией, пока благоволит Господь изменить положение дел обители вашей. Един Он все ведает и Един всем управляет или прямой Своей всесильной волей, или промыслительным попущением по причинам, Ему только известным вполне, людям же известным только отчасти; отчасти это за грехи наши и за жизнь, несообразную нашему званию. Сам Он через пророка Амоса говорит (см. Ам. 3: 6): несть зла во граде, егоже не сотворих зло, то есть бедствие. Также апостол Павел пишет: Аще ли неправда наша Божию правду составляет... еда ли неправеден Бог наносяй гнев? (Рим.З: 5). Думаю, помните вы и сами церковную повесть: когда один святой пресвитер молился Богу, чтобы избавил от епископа, отягчавшего город разным неподобным нестроением, в ответ на его усердную молитву услышал глас: "Для этого города потребен был епископ еще худший". Мое грешное мнение: если бы каждый из членов, или по крайней мере многие, составляющие общество ваше, вместо ропота обратились к Богу с усердным молением и исповеданием немощей своих, и желанием впредь направляться к стезям монашества по силе и возможности, то скорее бы, кажется, благоволил Всеблагий Господь изменить главную вину настоящей тяготы и неудобства и чрезмерной общей скорби, потому что, как и сами слышите, известны уже ваши дела во граде святого Петра. Но видно, еще не последовало мановение свыше к решению и изменению. Да подкрепит вас Господь в Евангельском терпении и подаст вам мир и умирение среди неудобств и смущений. Советую вам, хотя и нелегко это, оставить человеческие изветы и извинения, и обратиться за помощью к Единому Богу Сердцеведцу, Единому, могущему все изменять и устроять, якоже Сам весть, паче чаяний и ожиданий человеческих. Святой Златоуст, в письмах к Олимпиаде, говорит, что Бог тогда только начинает являть Свою силу, когда оскудеют все человеческие соображения, и готово явиться безнадежие, да не будем, по слову апостола, надеющеся на ся, но на Бога жива, возставляющаго мертвыя. Прошу молиться и за меня, грешного, глаголющаго и нетворящаго.
148. О СЕМИ ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ
Сестра о Господе и чадце духовное. На 17 число[6] вместо обычного поздравления пишу тебе слово Писания, глаголющее (Притч. 9: 1): Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь. Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, основал Святую Свою Церковь на семи Таинствах. Первое из них — Священство, без которого другим Таинствам совершаться невозможно. Второе — Крещение, в котором младенец омывается от прародительского греха, а взрослый и от собственных, возрождаясь в жизнь духовную. Третье Таинство — Миропомазание, которым восстанавливатся потемненный образ Божий в человеке, так как возрожденный Таинством Крещения через Миропомазание запечатлевается дарами Духа Святаго, чтобы силен был не только противостоять козням вражиим, но мог бы совершать всякую добродетель. Четвертое Таинство — Причащение, через которое человек соединяется с Богом, если только достойно приступает к сему Таинству Святого Причащения, потому что у строгого праведника ежедневно бывает не менее семи недостатков, хотя и неважных, по сказанному: и праведник седмижды падает. Кольми паче необходимо пятое Таинство, Покаяние, для того, кто не достиг еще степени праведничества, а борется доселе со страстьми и похотьми ветхого человека, боримый и искушаемый вместе исконным и непримиримым врагом человечества. Шестое Таинство — Брак. Хотя мы и избрали жизнь безбрачную, но честность Брака должны чтить, потому что произошли на свет от честнобрачных православных родителей, которые позаботились соделать нас участниками означенных Таинств. Седьмое Таинство — Елеосвящение, через которое прощаются забвенные по немощи человеческой грехи и врачуются болезни душевные и телесные.
Вот тебе, чадце, в день Ангела твоего сказание о Таинствах премудрости Божией, так как имя твое означает тоже премудрость, но такую, которая не освободилась еще от примеси мудрености человеческой.
149. СОВЕТ: НЕ ОСТАВЛЯТЬ НАСТОЯТЕЛЬСТВА РАДИ УЕДИНЕНИЯ [7]
Сестра о Господе!.. Хочу сказать тебе несколько душеполезных слов.
Знаю, что ты давно желаешь и рвешься на безмолвие и уединение. Но потерпи еще и потрудись вместе с отцом И. в окормлении и наставлении сестер общины. Правда, что безмолвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. Любовью и Бог именуется, по сказанному: Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает. Больше же сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. И паки: любяй ближняго весь закон исполни. Исполнение бо закона любы есть. И паки: не своих си да ищем, но елика суть и ближняго.
Поэтому потрудись еще с сестрами, живя в общине; а там, после, когда воля Божия будет, поживешь в безмолвии и уединении.
150. НЕ ЖИВИ КАК ХОЧЕШЬ, А КАК БОГ ПРИВЕДЕТ
...Получил я известие, что ты отправляешься в N, должно быть, для устроения безмолвной себе кельи, а может быть и по другим причинам. На безмолвии и в молве находясь, не забывай меня, грешного, и молись о мне присно во многомятежии сущем, и особенно при слабости телесной, — ты сама знаешь, как это неудобно, по собственному опыту. Но что делать? Есть мудрое старинное слово опытных людей: "Не живи как хочешь, а живи как Бог приведет". Господь лучше нашего знает, что нам полезнее, и что можем вместить, и чего не можем вместить. Особенно, я думаю о себе, что к безмолвию я неспособен. Немного таких блаженных людей, которые, находясь всегда в странствии и не имея где главы подклонить, по Евангельскому слову, соблюдают глубокое безмолвие и не возмущаются никакими теснотами и нуждами, ни узами, ни темницею, и жаждут скорбей и страданий, и жалуются, будто нечего им потерпеть. Аз же, грешный, и в отраде великой находясь, расслабляюсь и не имею терпения. Помолись о мне, да воздвигнет мя Господь, имиже весть судьбами к покаянию истинному и должному приготовлению к будущей жизни. Век сей проходит, глагол же Господень пребывает во веки.