«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вот тебе, чадце, в день Ангела твоего сказание о Таинствах премудрости Божией, так как имя твое означает тоже премудрость, но такую, которая не освободилась еще от примеси мудрености человеческой.

149. СОВЕТ: НЕ ОСТАВЛЯТЬ НАСТОЯТЕЛЬСТВА РАДИ УЕДИНЕНИЯ [7]

Сестра о Господе!.. Хочу сказать тебе несколько душеполезных слов.

Знаю, что ты давно желаешь и рвешься на безмолвие и уединение. Но потерпи еще и потрудись вместе с отцом И. в окормлении и наставлении сестер общины. Правда, что безмолвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. Любовью и Бог именуется, по сказанному: Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает. Больше же сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. И паки: любяй ближняго весь закон исполни. Исполнение бо закона любы есть. И паки: не своих си да ищем, но елика суть и ближняго.

Поэтому потрудись еще с сестрами, живя в общине; а там, после, когда воля Божия будет, поживешь в безмолвии и уединении.

150. НЕ ЖИВИ КАК ХОЧЕШЬ, А КАК БОГ ПРИВЕДЕТ

...Получил я известие, что ты отправляешься в N, должно быть, для устроения безмолвной себе кельи, а может быть и по другим причинам. На безмолвии и в молве находясь, не забывай меня, грешного, и молись о мне присно во многомятежии сущем, и особенно при слабости телесной, — ты сама знаешь, как это неудобно, по собственному опыту. Но что делать? Есть мудрое старинное слово опытных людей: "Не живи как хочешь, а живи как Бог приведет". Господь лучше нашего знает, что нам полезнее, и что можем вместить, и чего не можем вместить. Особенно, я думаю о себе, что к безмолвию я неспособен. Немного таких блаженных людей, которые, находясь всегда в странствии и не имея где главы подклонить, по Евангельскому слову, соблюдают глубокое безмолвие и не возмущаются никакими теснотами и нуждами, ни узами, ни темницею, и жаждут скорбей и страданий, и жалуются, будто нечего им потерпеть. Аз же, грешный, и в отраде великой находясь, расслабляюсь и не имею терпения. Помолись о мне, да воздвигнет мя Господь, имиже весть судьбами к покаянию истинному и должному приготовлению к будущей жизни. Век сей проходит, глагол же Господень пребывает во веки.

Слышу, что ты оскорбилась до болезни, и болезни великой, по той причине, что одну сестру нужно было выслать из вашей общины. Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряется. Но есть пословица: "Своя воля царя боле". Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу. Некоторые толкователи Священного Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду, в последнюю ночь, много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть, по неразумию и по злой и упорной своей воле, уклонится в противную сторону.

151. НЕУДАЧИ НАДО ТЕРПЕТЬ С РАДОСТЬЮ

Возмогай о Господе и в державе крепости Его!.. Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждой веселия одея нас; и глаголет к нам чрез апостола (1 Фес. 5: 16): Всегда радуйтеся... О всем благодарите: сия бо есть воля Божия. Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас, и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся.

На днях я получил письмо от одной простой горожанки, которая о себе пишет так: "Я девушка, и девушка хороших правил, только у меня есть один грех: роптаю!"

Я знаю, что в вашей общине живут девушки хороших правил, нет ли и у них этого греха? И если есть, то хоть бы сознавались в оном, как эта простая девица.

152. ДОБРОЕ НАМЕРЕНИЕ В ДОБРО ВМЕНЯЕТСЯ

Послал я к тебе к сырной неделе (или масленице) рассказ "Краснобай", но так как почта опаздывает, то думаю, что рассказ этот получили вы на первой неделе Великого поста, и потому дело это вышло очень некстати. Прошу прощения за неуместное и неблаговременное угощение. Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина, и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в Святом Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже, и паки: невозможная от человек, возможна вся от Бога.