«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
254. Когда нападает страх вражеский, уместно читать слова псалма 26-го и других подобных
255. Врага рассуждениями не победишь, а смиренною молитвою. о порядке духовной жизни и о любви к ближнему
256. Враги шумом и гулом мешают внутренней молитве – надо молить Бога избавить от сего
257. Монах, имея только необходимое для самого себя, не погрешает, отказывая просящему
258. Как писать о смущающих вопросах
259. Молитва прежде всего требует смирения
260. Корень хулы – гордость
261. С девушкой поговори сперва в церкви
262. Девушке давай святоотеческие книги и избегай споров
263. От спорливого характера толку в духовной жизни не жди
264. В Оптину девице можно приехать, а в свою келью не помещай
265. Искушения врага – не от тайных ли и невидимых грехов? Со смирением молись об очищении от них
266. При молитве должно быть и смирение
267. Объясняет апостольские слова: якоже чада света ходите
268. При искушении от диавола прибегай к твердыне смирения
269. Страху вражию не поддавайся
270. Грешно говорить, что отрады не будет ни в сей жизни, ни в будущей
271. О страхе внезапной смерти и о частом причащении святых таин
272. О помысле иметь свою келью
273. Нельзя водиться одним желанием, без рассуждения
274. О духовном странничестве. Враг смущает попечением о собственной келье
275. Смертный исход сластолюбивого человека тяжек, а трудолюбивого легок
276. Враг старается нанести подвижникам, хотя бы перед смертью, какую-нибудь греховную рану, дабы воспрепятствовать им в переходе в будущую жизнь
277. Совет утратившей теплоту и утешение молитвы и обуреваемой студными помыслами
278. Не должно брать на себя непосильный труд лечить от духовных болезней
279. Уныние бывает и от тщеславия, и от непосильного рвения
280. Жизнь по-монашески – в терпении и смирении
281. Внешними неудобствами душа очищается. Преждевременное уединение вредно
282. От ближнего живот и смерть
283. Снам не верь. Жалость и усердие не бывают без тяготы и скорби
284. Лучше грешник кающийся, чем праведник возносящийся
285. Если наше прошение к Богу не исполняется, это не значит, что в евангелии не все верно сказано; на это есть свои причины
286. Гордым Бог противится, смиренным же дает благодать
287. Перешедшие в другой монастырь всегда испытывают тоску
288. Враг более всего возстает против молитвы. Качество молитвы определяется ее концом