«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вкратце скажу тебе кое-что по содержанию первого твоего письма. Писала ты, что иной раз тебе кажется, будто в тебе умерло все, и что ты сама себя не можешь понять. В таком случае прочитывай в 1-й части "Добротолюбия", из семи глав святого Григория Синаита, (в конце), последнюю (7-ю): "О прелести, идеже и о иных многих предметах", и особенно обрати внимание в самом конце на вопрос и ответ: "Что сотворит кто, еда преобразуется бес во ангела светла?", а в середине этой главы заметишь сказанное, что совет тогда проверен, когда основан на слове Божием и на святоотеческом писании.

Еще писала ты, что по временам нападают на тебя помыслы гордые и самонадеянные; но в этом же письме, описывая душевное свое состояние, говоришь, что ты подобна разломанному зданию, без окон и без дверей, и прочее. Это самое и вспоминай, когда будут приходить гордые помыслы, и сама себе говори: разграбленной, разоренной, чем гордиться?

252. О ВИДИМОМ ЯВЛЕНИИ ПЛЯШУЩЕГО БЕСА И О ПРИЧИНАХ СЕГО ЯВЛЕНИЯ

Описываешь новое искушение, желая знать причину, чем ты подала такой повод врагу, что он явился перед тобою видимо и плясал некоторое время, хвалясь, что он изобрел на тебя новое и сильное ухищрение к твоему уловлению. Думаю, что это новое ухищрение состоит в том, что он успел обокрасть тебя недостатком терпения и любви к ближнему, возбуждая в тебе гнев и недовольство против других, начиная со старшего лица, с сожительствующей с тобой сестры, так что и ко всем прочим явилось в тебе чувство не только не любовное, но как бы и памятозлобное и ненавистное. Такое окрадение вражие и не совсем мирное чувство к другим было причиною и того, что ты в последний раз приобщалась с такими рассеянными и развлеченными чувствами, как никогда, по твоим словам, не приобщалась; потому что Церковь Православная повелевает приступать к приобщению с чувствами мирными, чуждыми всякого сетования и недовольства на других, как читаем в начале молитв ко Святому Причащению: "...первее примирися тя опечалившим, даже (то есть потом) дерзая таинственное брашно яждь".

Гневному окрадению, думаю, предшествовало другое незаметное окрадение, но вместе и довольно вредное. Вообще тебе скажу, что причину попущения на нас искушений вражиих святой апостол объявил ясно сими словами: да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти. Телу апостольскому досаждали палочные биения - три краты четыредесят разве единыя, а нам враг досаждает разными своими злокозненными выходками. Это, кажется, началось еще в нашей обители, и, как показалось мне, по той причине, что ты не на то обратила внимание в указанном тебе месте (на 93-й странице) из книги "Восторгнутые класы", где Марк Подвижник пишет, что у кого начнется внутреннее действие молитвы, тот не должен обращать внимание ни на скорби телесные, ни даже на дивные творения Божии, как говорит апостол: Кто ны разлучит от любве Христовой; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь. И, продолжая, глаголет: яко ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни Начала... ни настоящая, ни грядущая (Рим. 8: 35, 38). И святой Исаак Сирин говорит: "Истинно держащемуся молитвы и старающемуся соблюдать действие ее, если бы и весь мир ругался, он не обращает и не должен обращать на это внимание".

Господи, помози немощи нашей, якоже веси. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

253. ВРАГ ВНУШАЕТ ГНЕВЛИВОСТЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ НЕСПОСОБНЫМИ К МОЛИТВЕ И КО ВСЯКОМУ ДОБРОМУ ДЕЛУ

В письме от 7 декабря пишешь, что у вас с N какая-то неладица; тебе кажется, что она много переменилась против прежнего, а ей кажется, что ты переменилась в обращении; далее, сама ты говоришь, что хоть изредка, на тебя находит сильное возмущение и раздражение. Это обеим вам искушение от врага, который не терпит, если где водворяется мир и взаимная любовь; особенно, где люди заботятся преимущественно о молитвенном подвиге, тут-то враг и старается водворить с обеих сторон гневливость, которая делает человека неспособным не только к молитве, но и ко всякому доброму делу. Итак, блюдите себя, призывая всесильную помощь Божию; вооружайтесь против козней врага, ищущего нанести вам душевную тщету, и всячески старайтесь удерживаться от гневливого расположения, поминая апостольское слово: Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12: 14).

254. КОГДА НАПАДАЕТ СТРАХ ВРАЖЕСКИЙ, УМЕСТНО ЧИТАТЬ СЛОВА ПСАЛМА 26-го И ДРУГИХ ПОДОБНЫХ

...Ты жалуешься на страх вражеский, который у тебя бывал в некоторые дни, начиная с самого вечера, а в продолжение ночи оканчивался нелепыми и неприятными весьма для тебя мечтаниями. Когда будешь ощущать такой страх и вражеское нападение, то полезно тебе, по примеру древних отцов, произносить (так, чтобы твои только уши слышали) устами псаломские приличные к тому слова, например: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся... и весь 26-й псалом. Также: ...обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им (Пс. 117: 11-12). Еще: Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя... (Пс. 34: 1). Еще: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися (Пс. 69: 2), и подобное.

На самом опыте увидишь, как велика сила Богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень.

255. ВРАГА РАССУЖДЕНИЯМИ НЕ ПОБЕДИШЬ, А СМИРЕННОЮ МОЛИТВОЮ. О ПОРЯДКЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ И О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Пишешь, что тебя иногда занимает мысль, как денница из светоносного Ангела обратился в сатану. Сама ты знаешь, что от гордости. Но помни, что тебе теперь крепче должно держаться молитвы, и не увлекаться никакими ни помыслами, ни рассуждениями, хотя бы они с шуией стороны происходили, хотя бы, по-видимому, с десной.

Молитва со смирением — непобедимое оружие на врага, а рассуждениями его не победишь.