«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Слышанные N. слова, чтобы тебе не смотреть в бездну, чтобы не закружилась голова, это самое и могут означать, чтобы тебе не внимать никаких внушениям и представлениям вражиим, хотя бы благовидным, хотя бы неблаговидным; они означают глубокую бездну, от которой у кого не закружится голова? Поэтому всего лучше презирать всякую внушаемую чепуху вражию и держаться единственно единой молитвы Иисусовой, с верою, и со смирением, и упованием, что Сам Господь лучше нас покроет и защитит и силен все нужное нам подать. Святой Лествичник говорит: "Именем Иисуса Христа бей ратники; несть бо сильнее на них оружия, ни на небеси, ни на земли". И в Деяниях святых апостолов сказано (Деян. 4: 12): несть бо иного имене под небесем, данного... о немже подобает спастися нам. Тебе враг внушает искать высоких дарований. Ты приими это внушение по-своему, то есть с полезною мыслью, по свидетельству Священного Писания, из которого видно, что нет выше дарования, как дарование смирения, как и Сам Господь говорит: смиряяй себе вознесется. Этого дарования ищи, к этому дарованию стремись. После смирения второе дарование — очищение от страстей, особенно от главных, от славолюбия, от сугубого сластолюбия, и тонкого любоимания. За очищением души от страстей, милостью Божиею последует воскресение ее и соединение с Господом, если только душа, оставив всех и все, прилепится всем сердцем и всею любовью к Единому Господу. Но, испытав любовь сию, Иоанн Богослов ясно показывает главный ущерб любви и недостаток ее, о исправлении которого всячески должно заботиться. Он говорит в Первом послании своем: Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть (1 Ин. 4: 20). Хотя тут выставлен самый грубый недостаток любви, но желающим приблизитися к Богу должно заботиться искоренять в себе и самое малое нерасположение к ближнему, ради чего и дана нам заповедь: благословлять гонящия ны. И прибавил апостол: благословите, а не клените. И, наконец, заключил: Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте... ни единому же зла за зло воздающе. Чтобы достигнуть тебе такого настроения духа, молись почаще о главном лице, с которым ты благодушно не можешь встретиться, и оно от тебя убегает. Попущением Божиим это искушение обеим вам к испытанию, к познанию своей немощи, и к смирению, чтобы понимали мы, что значат апостольские слова: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим. 12: 14-19).

256. ВРАГИ ШУМОМ И ГУЛОМ МЕШАЮТ ВНУТРЕННЕЙ МОЛИТВЕ - НАДО МОЛИТЬ БОГА ИЗБАВИТЬ ОТ СЕГО

Ты пишешь, что враги душевные воздвигли на тебя такую брань, что мешают тебе обычно совершать внутреннюю молитву, производя около тебя шум и гул, как бы пляску целого хоровода; почему и спрашиваешь меня, скудоумного, что тебе делать и как поступить в таком случае? Надобно подражать угодникам Божиим, как они поступали в подобных случаях. Читаем в житии Арсения Великого, что он иногда, восставая от внутренней молитвы, гласно молился с воздетыми руками: "Господи Боже мой! Не остави мене, яко ничтоже благо сотворих пред Тобою николиже: но помози и сподоби положити начало!" В краткой сей молитве угодника Божия выражается, во-первых, великое смирение и самоукорение и самоуничижение. Во-вторых, показывается, что угодник Божий не без причины так молился, а, видно, за строгую жизнь борим был помыслами возношения от мысленных врагов, которые никогда не оставляют в покое, а всех борют, чем кого могут. Особенно нам, немощным, потребно следить за помыслами возношения, которые для нас в брани духовной вреднее всего, как объясняет это преподобный Марк Подвижник: "Аще быхом о смиренномудрии прилежали, то не быхом требовали наказания: вся бо злая и лютая, случающаяся нам, за возношение наше случаются. Аще бо апостолу, да не превознесется, аггел сатанин попущен бысть, да ему пакости деет; кольми паче нам, превознесшимся, сам сатана попущен будет попирати ны, дондеже смиримся" ("Восторгнутые класы". Слово о пощении и смирении). Святый же Лествичник, с другой стороны, ограждая нас от вреда со стороны брани вражией, поставляет для нас, яко некую твердыню, блаженное смирение, глаголя о сем в 25-м слове так: "Почему в то время ум наш, заключив себя в ковчег смирения, от душетатцев некрадом пребывает, и только топоты и игры татей сих слышит, но ни единым из них не может быти искушен. Поелику смирение есть такое сокровищное хранилище, которое для хищников неприступно" (отд. 4). Не лишним считаю приложить к сему и другое место сего богомудрого отца: что значит возноситься, и что значит не возноситься, и что значит смиряться. "Первый судит весь день; второй хотя не судит, но и себя не осуждает, третий же, не заслуживая осуждения, всегда сам себя осуждает" (ст. 25-я, отд. 19). И паки он же глаголет: "Видел я истинное смирение, и не приметил в нем и тени клеветы", то есть и мысленного порицания других, кольми паче гнева на других; потому что нельзя на ближнего разгневаться, если кто прежде не вознесется мыслью над ним, как объясняет это некто из богоносных отцов.

По сим свидетельствам угодников Божиих поверяя наше смирение, или недостаток оного, или примечая окрадение возношением, искренно и со смиренномудрием да повторяем пред Господом означенную молитву блаженного Арсения, возставая на оную, когда безпокоимы будем от досаждающих нам мысленных врагов наших. Если же когда и сия молитва совершенно не будет успокаивать нас, то да подражаем и в другом действии блаженному Арсению. Он иногда посаждал около себя учеников своих, жалуясь на брань вражию. Можешь и ты иногда посаждать около себя сестру П., в случае нужды. Пусть сидит около тебя с молитвою, или стоя да прочитывает сколько-нибудь из Евангелия.

Вот, сколько Господь вложил в омраченный ум мой и сколько дозволило мое скудоумие, я написал тебе. К сказанному считаю не лишним приложить и сие: к преподобному Сисою Великому пришел один брат и говорит: "Отче! за молитвами вашими я содержу непрестанно память Божию", то есть молитву. Старец отвечал: "Это не велико; а вот дивно, если кто помощию Божиею искренно может считать себя хуже всякого человека, хуже всякой твари".

Прочти в "Лествице" со вниманием степени 24 и 25, и в последней степени особенно заметь отделения 5, 7, 8, 10, 11, 12 и 13. Да тут и все хорошо.

257. МОНАХ, ИМЕЯ ТОЛЬКО НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ САМОГО СЕБЯ, НЕ ПОГРЕШАЕТ, ОТКАЗЫВАЯ ПРОСЯЩЕМУ

Пишешь о работнице скончавшейся и спрашиваешь, не искушение ли это тебе, что помысл внушает тебе жалость о ней и понуждает заботиться о ее поминовении, так что из пяти рублей, которые у вас были, вы отдали два священникам, чтобы ее поминали? Отвечаю: конечно, это искушение. Священное Писание говорит: благотвори ближнему елика рука твоя может. И преподобный Варсонофий Великий говорит, что если монах, имея только необходимое для самого себя, откажет просящему, то не согрешит. А вы разве живете выше учения Варсонофия Великого? Вы постоянно сами нуждаетесь; вам ли думать о денежном благотворении ближним? Если вы отдадите последнее, что вам самим нужно, то враг, который всегда вас борет заботою о ваших недостаточных средствах, еще более будет вам стужать этим. Хорошо ли вам через непосильное благотворение самим ввергать себя в смущение, и заботливость, и попечения, когда мы имеем Евангельскую заповедь: не пецытеся! (Мф. 6: 25). Рассуждение, по учению святых отцов, выше всего. Если вы ощущаете жалость к умершей, то вам, при вашем положении, приличнее не денежные благотворения за нее делать, а, если хотите, самим за нее келейно молиться, чтобы Господь якоже Сам весть помиловал душу ее. И думаю, что если так будете делать, то и жалость и усердие ваше, все это, пропадет скоро. К тому же сверх всего скажу, что вам обеим неприлично и неполезно разузнавать, кто как жил и как умер. Для чего вам чужим сором порошить и затмевать себе глаза душевные и сердечные. Господь глаголет во Евангелии: Блажени чистии сердцем; яко тии Бога узрят (Мф. 5: 8). А кто занавозит чужим сором очи сердечные, хоть бы под предлогом жалости, и по этой причине не может зреть Бога, кто такового одобрит? Не скорее ли пожалеть о нем?

258. КАК ПИСАТЬ О СМУЩАЮЩИХ ВОПРОСАХ

...У тебя есть какой-то вопрос, да не знаешь как это написать. Если при этом вопросе у тебя простое и покойное желание написать, то можешь написать вопросительно: бывает ли в человеке такое-то и такое-то состояние? И относится ли оно к числу правильных или неправильных? И по какой причине к числу последних? Если желание написать это смешано с помыслом понудительным и смущающим до тревожности, то лучше это оставить, во всяком состоянии направляясь к заповедям Божиим и сохраняя себя от возношения и прелести вражией всегда и во всем.

Если кто и спутается в молитвенном подвиге, то, для избежания конечного вреда, Промысл Божий устрояет их на начальство, а не немощная и велехвалящаяся, по-пустому, сила вражия. Их дело и занятие — только смущать, и путать, и вредить тому, кто от малодушия или возношения поддастся на их злокозненные внушения.

Но, Господи, заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Твоею благодатью.

259. МОЛИТВА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТРЕБУЕТ СМИРЕНИЯ

Прочти сама в 4-й части "Добротолюбия" краткое сказание об образе внимания молитвы святого Каллиста, патриарха Константинопольского. Объясненное тобою действие не противно сему сказанию. А в описании различных молитвенных действий Сибирского старца Василиска есть глава, в которой сказано, что старец ощущал молитвенное глашение во всех членах своих и как бы какое-то звонцание, как выразился простосердечный старец. Но как у многих молитвенников молитвенное действие сердечное бывает различно, то преподобный Марк Подвижник неведущим преподает такой совет и такую предосторожность: "иное действие есть благодати, младенцу неведомое, и иное злобы, истине уподобляемое. Добро же есть на таковая не взирати, прелести ради, ниже проклинати, истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное" ("О мнящихся от дел оправдатися", глава 28). Держись и ты этого правила, ограждаясь неведением, и предоставляя все времени и рассмотрению по воле Божией, уповая, что силен Господь сохранить тебя от прелести вражией, если только ты сама не подашь к тому повода самомнением, возношением и самонадеянностью от окрадения, через которые ты подверглась душевой беде, как сама это замечаешь, и пишешь, что не могла сознать себя грешною и хуже всей твари, когда готовилась к Исповеди и Причащению Святых Таин. Бойся этой беды, то есть от самомнения, возношения и самонадеянности, через которые прелесть вражия приходит и обладает человеком. Преподобный Исаия отшельник пишет: "Если человек подвергался когда-либо какому-либо греху, то он до самой смерти не может быть без попечения относительно сего греха, хотя бы и мертвых воскрешал". Святой Симеон Новый Богослов, после высоких видений и откровений, всегда пересчитывал грехи свои, не только делом совершенные, но и в мысли бывшие, говоря так: "Я грешник (в том-то) произволением, я грешник окаянный (в том-то) волею", и подобное. А ты пишешь, что сердце твое упорствовало сознать себя грешною. Явно, что тут предварило незаметное вражие окрадение самомнением и возношением. В таком случае с сокрушенным сердцем должно припадать ко Господу и молить благость Его, чтобы избавил и уврачевал душу и сердце от такового омрачения и ослепления. И самая сильная брань бесовская, может быть, утверждается на затаившемся или таящемся самомнении и возношении; или попущается для того, чтобы не возноситься. Ежели всякая добродетель без смирения не может состояться, то кольми паче молитва прежде всего требует смирения, так как молящиеся имеют дело с гордыми бесами, которые, будучи сами бедны, и ничего не имея, обещают другим богатство, показывая чужие ассигнации. Начальник их сатана не постыдился предлагать Самому Господу царство мира. На что Господь сказал ему в ответ: иди за Мною, сатано; писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши (Мф. 4: 10). Повторяй и ты то же, в свое время. Также знай, что молитва требует безгневия. Означенный Каллист патриарх говорит: "Молитва разумеется, яко пременяет смущение. Знамение же ея есть, аще коснуся кому, яко ктому несмущается, аще напуствует его и весь мир".