«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И преподобный Марк Подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает не легкий, а тяжкий, по причине приклончивости к сластолюбивой жизни, как сказано в 20-й главе о законе духовном: сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце дверь есть отверстая. Как бы ни получить милость Божию — трудно ли, легко ли, лишь бы получить, а легко получают лишь одни смиренные, как свидетельствует о сем Сам Господь в Святом Евангелии, глаголя (Мф. 11: 29-30): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.

Покойный наш старец, отец Макарий, недавно явившись во сне своей ученице, томимой недоумением, сказал: "Терпи, борись и понуждайся идти тесным путем". Слово краткое, но многознаменательное и для всех нас необходимое до конца жизни нашей. Исполняя это, молись за себя, и за меня, грешного. Мир тебе.

276. ВРАГ СТАРАЕТСЯ НАНЕСТИ ПОДВИЖНИКАМ, ХОТЯ БЫ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ, КАКУЮ-НИБУДЬ ГРЕХОВНУЮ РАНУ, ДАБЫ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ ИМ В ПЕРЕХОДЕ В БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ

Недавно, среди недосуга, раскрыл я толкование псалмов Василия Великого и открылось место: Боже, Боже мой... спаси мя... от гонящих мя, и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу (Пс. 7: 2-3). Святой Василий Великий пишет, что слова эти относятся к подвижникам, которых всячески враг искушает, особенно перед смертью, чтобы нанести им какую-либо рану, или хоть положить какое-либо пятно, чтобы при исходе их иметь свое знамение к удержанию и препятствию в переходе в будущую блаженную жизнь.

Полезно нам молиться сими псаломскими словами: Боже, Боже мой, спаси от гонящих мя, и избави мя.

277. СОВЕТ УТРАТИВШЕЙ ТЕПЛОТУ И УТЕШЕНИЕ МОЛИТВЫ И ОБУРЕВАЕМОЙ СТУДНЫМИ ПОМЫСЛАМИ

Письмо твое я получил. Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденной в помыслах, но опять же, с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу, и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные молитвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи; имей страх Божий; чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде, и о том, что если теперь не управишь себя в Богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне; старайся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого. Смирение в том и состоит, чтобы никого не осуждать и не укорять и иметь одежду и обстановку в келье простую. Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

278. НЕ ДОЛЖНО БРАТЬ НА СЕБЯ НЕПОСИЛЬНЫЙ ТРУД ЛЕЧИТЬ ОТ ДУХОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Ты все заботишься о каком-то, будто не полученном мною, твоем письме, в котором было писано что-то для тебя нужное. Чтобы успокоиться, опять напиши об этом. Я вчера разбирал твои письма; и их у меня целая куча, важных и неважных. А важнее всего то письмо, в котором ты пишешь, что ты, по жалости и по мнимой любви, взялась не за свое дело — лечить сестру, которая больна не телесной болезнью. Я тебе говорил лично, и теперь повторяю: вперед не берись за подобные дела. Ежели Пимен Великий, по смиренномудрию и по охранению себя, уклонялся от подобных дел, имея на то дарование от Господа, ты кто такая, что дерзаешь на сии вещи непрошенная. Паки повторяю: не дерзай вперед на такие вещи, если не желаешь подвергнуться сильным искушениям и навлечь на себя, во-первых, невыносимую брань плотскую, во-вторых, нападение и стужение от мысленных врагов, а в-третьих, гонение и от людей. Что за надобность, самому себе навлекать такие страшные искушения. Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, так как бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей. Несмотря на мнимую жалость и на мнимую любовь, под которыми тонко скрываются самомнение и высокоумие, а ты сама должна знать, какие горькие плоды проистекают от этих страстей. Послушай Писание, глаголющее: мерзок пред Господом всяк высокосердый. Посмотри и на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, да дух (его) спасется в день Господа нашего Иисуса Христа. Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной. Но дело это выше тебя. Ты не священник, или иерей, который искусной исповедью имеет духовную власть помогать таким людям; но и в таком случае не всегда последует совершенное исцеление. Это зависит только от воли Божией, и от мановения Самого Господа, Который о всех промышляет и устрояет полезное, и душеполезное, и спасительное. Люди же не только не сильны сами собою что-либо сделать, но и не всегда понимают, что душеполезно для человека. Хотя иногда и мнимся мы усердствовать, и жалость являть к ближнему, но весьма часто не понимаем ни других, ни себя; а лишь вовлекаемся в это тонким самомнением и высокоумием. Пусть эта больная понудится исповедовать новому вашему духовнику то, о чем тебе объявляла; а после видно будет, возымеется ли надобность приехать к нам. Если хочешь иметь действительную жалость к таким людям, то можешь посоветовать им, чтобы искренно исповедовали свои грехи духовному отцу, и не стыдились ничего утаивать, так как наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное Причащение Святых Таин. Самой же, по своему усердию, тебе выслушивать такие грехи очень-очень неполезно, ради искушений, о которых сказано выше.

Пока устроится у вас новое начальство, живи, хоть и с трудом, где придется; а там, может быть, Господь поможет устроиться лучше, если постараешься воздержаться от самочинного, непрошенного усердия в отношении ближних. Прости же и остави.

279. УНЫНИЕ БЫВАЕТ И ОТ ТЩЕСЛАВИЯ, И ОТ НЕПОСИЛЬНОГО РВЕНИЯ

Пишешь, что тебя безпокоят два помысла: один говорит, чтобы пойти в Троекурово, а другой, чтобы никуда не ходить из своей кельи и обучать себя внутреннему бдению. Спрашиваешь, которого тебе придерживаться помысла. Ни того, ни другого. Живи в Севске, и обучай себя пока наружному бдению, имея страх Божий и, пожалуй, посильное внутреннее внимание. Снам твоим не доверяй. Замечаешь, что у тебя бывает уныние от большой суеты, и от упущения правила, а также от большого понуждения и трудов. Прибавлю к этому: бывает уныние и от тщеславия, когда что не по нашему делается, или другие толкуют о нас не так, как бы нам хотелось. Еще бывает уныние от рвения непосильного. Мера во всем хороша. Есть возраст духовный, как и наружный возраст. Как девятилетние не могут браться за то, что впору двадцатилетним, так бывает и в духовной жизни: непосильным и неразумным рвением можно себе духовно живот надорвать. А если Господь кого и сохранит от сего, то, по крайней мере, всуе приимет труд и скорбь. "Тише едешь — дальше будешь", — сказано опытными. Вредно нерадеть о должном, но небезопасно ретиться выше своей меры. Трех более всего держись: страха Божия, смирения и всегдашнего покаяния.

280. ЖИЗНЬ ПО-МОНАШЕСКИ - В ТЕРПЕНИИ И СМИРЕНИИ

Поздравляю тебя с пострижением в рясофор — это первая степень монашеского образа. Сердечно желаю тебе пожить отселе по-монашески, в терпении, и смирении, и во страхе Божием, и хранении совести, как требуют заповеди Божии, начиная с искреннего покаяния пред Богом и духовным отцом. Начало же из начал — терпение находящих скорбей — терпеть укоризны не только от старших, но и от младших, сознавая свои вины, за которые и нужно потерпеть, со смирением и благодарением, чтобы загладил Господь и простил согрешения наши.