«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

278. НЕ ДОЛЖНО БРАТЬ НА СЕБЯ НЕПОСИЛЬНЫЙ ТРУД ЛЕЧИТЬ ОТ ДУХОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Ты все заботишься о каком-то, будто не полученном мною, твоем письме, в котором было писано что-то для тебя нужное. Чтобы успокоиться, опять напиши об этом. Я вчера разбирал твои письма; и их у меня целая куча, важных и неважных. А важнее всего то письмо, в котором ты пишешь, что ты, по жалости и по мнимой любви, взялась не за свое дело — лечить сестру, которая больна не телесной болезнью. Я тебе говорил лично, и теперь повторяю: вперед не берись за подобные дела. Ежели Пимен Великий, по смиренномудрию и по охранению себя, уклонялся от подобных дел, имея на то дарование от Господа, ты кто такая, что дерзаешь на сии вещи непрошенная. Паки повторяю: не дерзай вперед на такие вещи, если не желаешь подвергнуться сильным искушениям и навлечь на себя, во-первых, невыносимую брань плотскую, во-вторых, нападение и стужение от мысленных врагов, а в-третьих, гонение и от людей. Что за надобность, самому себе навлекать такие страшные искушения. Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, так как бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей. Несмотря на мнимую жалость и на мнимую любовь, под которыми тонко скрываются самомнение и высокоумие, а ты сама должна знать, какие горькие плоды проистекают от этих страстей. Послушай Писание, глаголющее: мерзок пред Господом всяк высокосердый. Посмотри и на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, да дух (его) спасется в день Господа нашего Иисуса Христа. Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной. Но дело это выше тебя. Ты не священник, или иерей, который искусной исповедью имеет духовную власть помогать таким людям; но и в таком случае не всегда последует совершенное исцеление. Это зависит только от воли Божией, и от мановения Самого Господа, Который о всех промышляет и устрояет полезное, и душеполезное, и спасительное. Люди же не только не сильны сами собою что-либо сделать, но и не всегда понимают, что душеполезно для человека. Хотя иногда и мнимся мы усердствовать, и жалость являть к ближнему, но весьма часто не понимаем ни других, ни себя; а лишь вовлекаемся в это тонким самомнением и высокоумием. Пусть эта больная понудится исповедовать новому вашему духовнику то, о чем тебе объявляла; а после видно будет, возымеется ли надобность приехать к нам. Если хочешь иметь действительную жалость к таким людям, то можешь посоветовать им, чтобы искренно исповедовали свои грехи духовному отцу, и не стыдились ничего утаивать, так как наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное Причащение Святых Таин. Самой же, по своему усердию, тебе выслушивать такие грехи очень-очень неполезно, ради искушений, о которых сказано выше.

Пока устроится у вас новое начальство, живи, хоть и с трудом, где придется; а там, может быть, Господь поможет устроиться лучше, если постараешься воздержаться от самочинного, непрошенного усердия в отношении ближних. Прости же и остави.

279. УНЫНИЕ БЫВАЕТ И ОТ ТЩЕСЛАВИЯ, И ОТ НЕПОСИЛЬНОГО РВЕНИЯ

Пишешь, что тебя безпокоят два помысла: один говорит, чтобы пойти в Троекурово, а другой, чтобы никуда не ходить из своей кельи и обучать себя внутреннему бдению. Спрашиваешь, которого тебе придерживаться помысла. Ни того, ни другого. Живи в Севске, и обучай себя пока наружному бдению, имея страх Божий и, пожалуй, посильное внутреннее внимание. Снам твоим не доверяй. Замечаешь, что у тебя бывает уныние от большой суеты, и от упущения правила, а также от большого понуждения и трудов. Прибавлю к этому: бывает уныние и от тщеславия, когда что не по нашему делается, или другие толкуют о нас не так, как бы нам хотелось. Еще бывает уныние от рвения непосильного. Мера во всем хороша. Есть возраст духовный, как и наружный возраст. Как девятилетние не могут браться за то, что впору двадцатилетним, так бывает и в духовной жизни: непосильным и неразумным рвением можно себе духовно живот надорвать. А если Господь кого и сохранит от сего, то, по крайней мере, всуе приимет труд и скорбь. "Тише едешь — дальше будешь", — сказано опытными. Вредно нерадеть о должном, но небезопасно ретиться выше своей меры. Трех более всего держись: страха Божия, смирения и всегдашнего покаяния.

280. ЖИЗНЬ ПО-МОНАШЕСКИ - В ТЕРПЕНИИ И СМИРЕНИИ

Поздравляю тебя с пострижением в рясофор — это первая степень монашеского образа. Сердечно желаю тебе пожить отселе по-монашески, в терпении, и смирении, и во страхе Божием, и хранении совести, как требуют заповеди Божии, начиная с искреннего покаяния пред Богом и духовным отцом. Начало же из начал — терпение находящих скорбей — терпеть укоризны не только от старших, но и от младших, сознавая свои вины, за которые и нужно потерпеть, со смирением и благодарением, чтобы загладил Господь и простил согрешения наши.

Повторяю, понудь себя к смирению и терпению перед начальницей, сознавая вины свои, а если безвинно, то и еще полезнее потерпеть.

281. ВНЕШНИМИ НЕУДОБСТВАМИ ДУША ОЧИЩАЕТСЯ. ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО

Письмо твое получил, в котором объясняешь свою скорбь касательно неимения своей кельи и касательно неудобств жить в чужих кельях в многолюдстве. С одной стороны, справедливо: так, в такой тесноте, как ты живешь, действительно жить неудобно, но с другой стороны, скорбь твою, до изнеможения душевного, нельзя ни одобрить, ни назвать правою. Если мы желаем наследовать Царствие Того, Который во время земной жизни не имел где главы подклонити, то основательно ли поступаем, малодушествуя до изнеможения касательно внешних неудобств. Тогда как ими-то и через них-то очищается грешная душа наша как в горниле. Хотя я лично тебе говорил, как много ты себя повредила неразсудным желанием, но и теперь замечаю, что ты доселе доверяешься руководству влекущего желания, по-видимому, мнимо благого, но все-таки неразсудного и противоречащего отеческим писаниям, в которых говорится, что желающий уединенной жизни наперед должен обучиться среди людей терпению, смирению, незлобию и долготерпению от поношений и уничижений и от неудобств, и прибавлено, что иначе не бывает. Святой Лествичник говорит, что безмолвие тела есть благочиние чувств внешних, а безмолвие души есть благочиние помыслов. Этому безмолвию и старайся обучаться. Сестрам, где ты живешь, можешь сказать так: если вы желаете, чтобы я у вас жила, то побольше молчите и без крайней надобности не рассказывайте разных россказней, и не делайте неуместных вопросов. Будем лучше помолчаливее жить, внимая каждая своей совести со страхом Божиим. Если же иначе, то я долго не могу у вас пробыть.

К матери-казначее будь почтительна, но при случае говори откровенно, что ты безтолкова и перед начальственными лицами можешь только путаться. Просто откланивайся только. Наконец, пишешь, что ты желаешь молиться и молиться: молись про себя, ища одной только милости и воли Божией, в церкви ли бываешь, вне ли церкви, идешь ли, сидишь ли, лежишь ли, молись: "Господи, помилуй, якоже веси, якоже волиши".

282. ОТ БЛИЖНЕГО ЖИВОТ И СМЕРТЬ

Как тебе быть в теперешней твоей келье, с безграмотной схимницей, со сборщицей, с не имеющей произволения к монашеству, и со слепой, — как тебе держать себя в этом обществе, об этом определенного наставления не могу тебе дать, а смотри сама, и рассуди, и ищи только своей душевной пользы, и заботься о том, чтобы не потерпеть в чем душевного вреда. Умудряйся среди настоящих твоих неудобств. Велят читать что-нибудь, что-нибудь и прочитай, хоть авву Дорофея, только без всяких толкований и поучений.

"Вот что пишет авва Дорофей", — и читай; а от себя ничего не прибавляй. Помни слова, сказанные в старчестве: от ближнего живот и смерть. Про мои же письма публично объявлять нет надобности; можно промолчать, когда можно. А скажу вкратце: умудряйся приобретать жизнь и избегать смерти, живя с теми, с кем живешь, стараясь иметь заповеданное апостолом, то есть благость, милосердие, сострадание и любовь, которая есть исполнение закона; а как?.. — послушай того же апостола (Гал. 6: 2): Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.